06 РОЛЬ БЕЛОГО ЦВЕТА В ЛИРИЧЕСКОМ СЮЖЕТЕ ЦИКЛА А. <...> БЛОКА «СНЕЖНАЯ МАСКА» © 2012 О.В. Борзых Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 2 февраля 2012 Аннотация: В статье рассматривается мотивный принцип организации сюжета лирического цикла А. <...> В нем лирический герой, пережив утрату идеальной любви, с высоких небес духовного спускается в хаос материального, пытаясь переосмыслить окружающий его мир. <...> Блок разделил цикл на два раздела: «Снега» и «Маски». <...> Она почти сливается с мраком, она и есть мрак, на ее лице – белая маска, за собой женщина увлекает в ночь мужчину © О.В. Борзых, 2012 во фраке – поэта Александра Блока. <...> «Снежная маска» – это корни «Двенадцати», именно в этом цикле Блок впервые «променяет гармонию звука, стиха и мироощущения на ассонансы неведомых ему, но уловимых его чутким поэтическим слухом метаморфоз жизни» [9: 217]. <...> 2012, №1 21 РОЛЬ БЕЛОГО ЦВЕТА В ЛИРИЧЕСКОМ СЮЖЕТЕ ЦИКЛА А. <...> Мы попытаемся доказать, что особую роль в построении сюжета цикла «Снежная маска» играет белый цвет. <...> Как известно, понятие сюжета в лирике очень разноречиво. <...> Ю.Н. Чумаков в статье «Лирика и лирический метасюжет» пишет, что «в ушедшем веке сюжетология не раз выходила на первый план, особенно в связи с интересом к нарративу. <...> Одно из ведущих направлений современного литературоведения – разработка теории мотива, мотивный анализ, связь понятий «мотив» и «сюжет». <...> Впервые понятие мотива было теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А.Н. Веселовского. <...> Г.Г. Почепцов в своей работе «История русской семиотики до и после 1917 года» называет основным открытием Веселовского выделение понятий «мотив» и «сюжет»: «Веселовский выделил “простейшую повествовательную единицу” – мотив. <...> Достаточно назвать такие имена в русской семиотике, как В.Б. Шкловский, В.Я. Пропп, Б.В. Томашевский» [11: 13]. <...> И.В.Силантьев в работе «Сюжетологические исследования» рассматривает лирический мотив 22 в стихотворном и прозаическом тексте <...>