Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 501193)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Греч Н. И.: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц3
ID5233
АннотацияОб авторе (Греч Николай Иванович).
Кому рекомендованоОб авторе
Греч Н. И.: Биобиблиографическая справка [Электронный ресурс] : Статья .— 1990 .— 3 с. — Критика .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/5233

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГРЕЧ, Николай Иванович [3(14). <...> XVIII в. дед писателя, окончивший Лейпцигский университет, был приглашен в Россию курляндским герцогом Э. И. Бироном в качестве секретаря. <...> По предложению последнего магистр философии Иоганн Эрнест Греч (в России его назвали Иван Михайлович) стал преподавателем гимназии в Митаве (столице герцогства Курляндского), затем по приглашению начальника Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Б. К. Миниха был назначен профессором истории и нравоучения Рыцарской академии (как называли тогда корпус). <...> В последние годы жизни преподавал историю и политику будущей императрице Екатерине II. <...> Отец Г., беспоместный дворянин, служил чиновником -- завершил карьеру обер-секретарем апелляционного департамента Сената. <...> Однако, его отец, желавший видеть сына чиновником, определил его в Юнкерскую школу Сената (готовившую сенатских чиновников), преобразованную в Юнкерский институт, где Г. учился в 1801 --1803 гг. <...> Преодолев сопротивление родных, желающих видеть Г. чиновником, он поступает в только что открывшийся Педагогический институт вольнослушателем и посещает лекции в 1803--1805 гг. <...> С 1804 г. начинается его преподавательская деятельность в качестве учителя русского языка и литературы: сначала в частных пансионах, затем -- в государственных учебных заведениях, в том числе в Петербургской гимназии. <...> В 1806 г. перевел с немецкого языка книгу "Германия в глубоком унижении своем", разоблачавшую захватническую политику Наполеона I (по приказу которого издатель книги за ее выпуск в Германии был расстрелян). <...> В 1808--1809 гг. он -- соиздатель либерального исторического и политического журнала "Гений времен", в 1809--1810 гг.-- "Журнала новейших путешествий", в 1811 г. редактировал "Исторический, статистический и географический журнал". <...> В разгар Отечественной войны -- в октябре 1812 г.-- начал выходить основанный Г. журнал "Сын отечества", названием которого стали слова из письма <...>
Греч_Н._И._Биобиблиографическая_справка.pdf
ГРЕЧ, Николай Иванович [3(14).VIII.1787, Петербург -- 12(24).I.1867, там же] -- журналист, филолог, критик, прозаик, переводчик. Предки Г. происходили из Чехии. В середине XVII в. его прапрадед переселился в Германию в числе протестантов, преследуемых католиками. В 30 гг. XVIII в. дед писателя, окончивший Лейпцигский университет, был приглашен в Россию курляндским герцогом Э. И. Бироном в качестве секретаря. По предложению последнего магистр философии Иоганн Эрнест Греч (в России его назвали Иван Михайлович) стал преподавателем гимназии в Митаве (столице герцогства Курляндского), затем по приглашению начальника Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Б. К. Миниха был назначен профессором истории и нравоучения Рыцарской академии (как называли тогда корпус). В последние годы жизни преподавал историю и политику будущей императрице Екатерине II. Отец Г., беспоместный дворянин, служил чиновником -- завершил карьеру обер-секретарем апелляционного департамента Сената. Получив первоначальное образование дома, Г. мечтал о словесном отделении Московского университета. Однако, его отец, желавший видеть сына чиновником, определил его в Юнкерскую школу Сената (готовившую сенатских чиновников), преобразованную в Юнкерский институт, где Г. учился в 1801 --1803 гг. Преодолев сопротивление родных, желающих видеть Г. чиновником, он поступает в только что открывшийся Педагогический институт вольнослушателем и посещает лекции в 1803--1805 гг. С 1804 г. начинается его преподавательская деятельность в качестве учителя русского языка и литературы: сначала в частных пансионах, затем -- в государственных учебных заведениях, в том числе в Петербургской гимназии. Дебют Г. в печати -- статья "Синонимы. Счастие, благополучие, блаженство" ("Журнал русской словесности", 1805). В 1806 г. перевел с немецкого языка книгу "Германия в глубоком унижении своем", разоблачавшую захватническую политику Наполеона I (по приказу которого издатель книги за ее выпуск в Германии был расстрелян). С 1808 г. началась деятельность Г. как профессионального журналиста. В 1808--1809 гг. он -- соиздатель либерального исторического и политического журнала "Гений времен", в 1809--1810 гг.-- "Журнала новейших путешествий", в 1811 г. редактировал "Исторический, статистический и географический журнал". В разгар Отечественной войны -- в октябре 1812 г.-- начал выходить основанный Г. журнал "Сын отечества", названием которого стали слова из письма его брата Александра -- поручика артиллерии, смертельно раненного в Бородинском сражении: "Умру -- но умру как истинный сын отечества!" (Записки.-- С. 297). Задуманный как издание, отражающее ход военных событий (здесь были опубликованы статья А. П. Куницына "Послание к русским", фрагменты "Писем русского офицера" Ф. Н. Глинки, басни И. А. Крылова "Волк на псарне", "Обоз", "Ворона и Курица"), "Сын отечества" после окончания войны становится лучшим литературным журналом и остается таким на протяжении целого десятилетия. Проявив незаурядные редакторские способности, Г. привлек к сотрудничеству Г. Р. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, А. С. Грибоедова, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, А. С. Пушкина. В 1816--1825 гг. в журнале участвовали будущие декабристы -- бр. Александр и Николай Бестужевы, К. Ф. Рылеев, Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер, А. О. Корнилович. Журнал приобрел известность прогрессивного издания, а сам Г.-- репутацию радикального журналиста. Находясь в 1817 г. в Париже, Г. изучил недавно основанную ланкастерскую систему взаимного обучения. По возвращении в Россию он совместно с Ф. Н. Глинкой и Ф. П. Толстым основал в 1818 г. Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения, тесно связанное с "Союзом благоденствия", составив необходимые для преподавания учебные пособия и таблицы. Вначале общество получило официальное признание, т. к. преимущества скорого обучения грамоте по новой системе были неоспоримы. Однако сгущавшаяся реакция изменила взгляды правительственных кругов на просвещение солдат. Одним из виновников восстания в Семеновском полку осенью 1820 г. склонны были видеть Г. и введенную им систему обучения. Г. был отстранен от должности директора училищ, за ним был установлен тайный полицейский надзор по распоряжению Александра I. Однако взгляды Г. меняются -- он переходит в консервативный лагерь. Осторожность и предусмотрительность взяли верх: к началу 1825 г. он "уже вытрезвился от либеральных идей волею и неволею" (Записки.-- С. 694). Предложение вступить в тайное общество Г., по собственному признанию, отклонил, сохранив доверенную тайну. Некоторые преобразования, произведенные в первые годы царствования Николая 1, отставка ряда реакционных сановников, прежде всего -- ненавидимого всеми А. А. Аракчеева, вполне удовлетворили недавнего "отъявленного либерала", каковым считал себя Г. Начавшееся в 1820 г. знакомство с Ф. В. Булгариным превращается в дружбу и тесное сотрудничество. В 1829 г. "Сын отечества" объединяется с "Северным архивом" Булгарина, с 1831 г. Г. становится соредактором официозной политической и литературной газеты "Северная пчела" (фактически Г. редактировал газету с
Стр.1