2011, №2 УДК 821.161 ТАЙНА И ЗНАНИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ В РОМАНЕ «ИДИОТ»* © 2011 И.В. Самсонова, А.С. Серопян Шуйский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 25 января 2010 года Аннотация: В статье критически осмысляются интерпретации ключевой в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» картине Г. Гольбейна Младшего «Мертвый Христос». <...> Авторы показывают, что, так и не раскрывший своего понимания картины на страницах романа главный герой, тем не менее, наделен автором собственным восприятием потрясшего его полотна и потому именно он связан с тайной и знанием воскресения. <...> Метафизические идеи и проблемы – "проклятые вопросы", – став существенным элементом сюжетной ткани его произведений, исполнили жизнь героев Достоевского и столкнулись в "полифоническом" диалоге позиций и мировоззрений. <...> Смелость вряд ли интерпретируется, а вот интерпретации ключевой в романе «Идиот» картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос» – многочисленны. <...> Т.А. Касаткина рассматривает картину с точки зрения «оперативной поэтики» – попытки описать некоторые конструкции, заложенные в текст, но нацеленные не на порождение смысла внутри «артефакта», а на преображение действительности, с этим «артефактом» соприкасающейся [2]. <...> Б.Н. Тихомиров продолжает анализ © Самсонова И.В., Серопян А.С., 2011 110 христологии Достоевского [3], Е.Г. Новикова сопоставляет восприятие картины Достоевским с восприятием Карамзина и о. <...> Большинство исследователей сходятся в том, что Гольбейну в картине, смысл которой умышленно недосказан автором романа, удалось непостижимым образом передать как величайший кенозис Христов, так и самые первые мгновения Воскресения. <...> И по мнению тех же исследователей, миссия князя Мышкина, который «был верен «сладостной мечте» – восстановить и воскресить человека», как отмечает Достоевский в черновиках к роману, – не удалась: его любовь-жалость так и не смогла воскресить Настасью Филипповну, которая засыпает «совершенно <...>