БЛОКА «КОРОЛЬ НА ПЛОЩАДИ» © 2011 О.С. Зубарская Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 9 февраля 2011 года Аннотация: Статья посвящена анализу образной системы пьесы А. <...> Кроме этого, объясняется жанровое определение произведения: его лирические и собственно драматические элементы. <...> Драматическая трилогия Блока – тематически цельное художественное явление, развивающееся в рамках лирического творчества поэта и в связи с судьбой театра русского символизма. <...> Пьесы "Балаганчик", "Король на площади" и "Незнакомка", написанные Блоком в 1906-м году и входящие в состав трилогии, были изданы под общим заголовком "Лирические драмы" в 1908-м году. <...> Они объединены, в первую очередь, единством образа лирического героя. <...> Однако драма "Король на площади" композиционно и сюжетно отличается от первого драматического опыта Блока (пьесы "Балаганчик"), написанной буквально двумя месяцами ранее. <...> Иными словами, Блок-поэт, кажется, уступает место Блоку-драматургу, лирическая отвлечённость повествования – объективации действия. <...> Как известно, черновой вариант драмы, оконченный летом 1906-го года, был написан прозой, но впоследствии Блок исправил его, и вниманию публики в © Зубарская О.С., 2011 репетиционном зале театра Комиссаржевской он представил пьесу, где "многие монологи и диалоги переделаны в стихи" [5, 90]. <...> Видимо, объективность прозы не могла согласоваться в полной мере с правомерной для Блока символистской отвлечённостью повествования. <...> И всё-таки действие "Короля на площади" стало драматически закономерней, система образов – более продуманной и понимаемой рационально. <...> Нельзя отрицать, что пьеса вписана в контекст времени, однако само время было столь противоречиво, что взгляд на творение Блока только с точки зрения исторических событий, на фоне которых она создавалась, может лишь поставить в тупик при поиске ключа к разгадке образов Блока. <...> Драма Блока сочетает черты ясности эпического повествования <...>