2011, №1 УДК 070(5):778.5 ЗАБЫТЫЕ ТЕМЫ В АРАБСКОЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ © 2011 Фирас Джамил Джасим Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 2 февраля 2011 года Аннотация: После второй Войны в Арабском заливе на Ближнем Востоке появились молодые режиссеры с документальными фильмами, говорящими о проблемах простых людей. <...> Среди них – иракский режиссер Тарек Хашим (фильмы «16 часов в Багдаде», «Зайнаб»); Хувейда Таха из Египта (фильм «Позади солнца»), иракский режиссер Базим Кхар (фильм «Угнетенная почта»). <...> В течение многих лет произведения арабских кинематографистов были посвящены темам, которые имели прямое отношение к судьбе арабской нации, смене власти, национальной идентичности и которые были связаны с войнами, революциями, колониальной политикой, оккупацией территорий, освобождением и обретением независимости. <...> Арабский кинематограф все больше интересуется просто историей из-за тех многочисленных кризисов, с которыми постоянно сталкивается арабская нация и в которых кинематографисты черпают вдохновение для своих произведений и находят темы для своих работ. <...> Такая интерпретация истории в арабских фильмах ограничивает круг тем в кинематографии, которая отдает преимущество забытым древним цивилизациям. <...> В течение долгого времени правительство контролирует учреждения культуры, кинематографии и средства массовой информации, навязывая свою идеологию. <...> Даже в частных организациях можно найти книги и © Фирас Джамил Джасим, 2011 фильмы, которые касаются исторических тем и идеологических вопросов в арабском мире, но не затрагивают вопросов народа. <...> Война в Арабском заливе стала важным этапом в арабской киноиндустрии. <...> Отечественная интеллигенция поставила под сомнение политические устои, критикуя социальные и моральные ценности господствующей в стране власти. <...> Новые арабские каналы начали трансляцию из других стран. <...> Так, документальные фильмы поставлены по мотивам историй <...>