2010, №2 УДК 070:316.77 МАССОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА © 2010 В.В. Тулупов Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 мая 2010 года Аннотация: В работе предпринята попытка сформулировать рабочее определение понятия «массовая социальная коммуникация» (МСК); феномен МСК рассмотрен в соотношении с журналистикой, пропагандой, рекламой и PR, также представлена проблематика МСК в современных российских СМИ. <...> Ключевые слова: журналистика, масс-медиа, массовая аудитория, массовая информация, массовая коммуникация, массовое сознание, менталитет, пропаганда, социальная реклама, PR. <...> И сегодня, когда в России реализуются национальные проекты, связанные со здоровьем нации, демографией, образованием, доступным жильём и др., роль МСК неуклонно возрастает. <...> Во-первых, произошли изменения в журналистике, в которой в настоящее время доминирует не качественная, а облегчённая (развлекательная, «глянцевая», «жёлтая») пресса. <...> Во-вторых, период формирования переживает институт паблик рилейшнз (PR), где социальная компонента является основной по определению. <...> В-третьих, и социальная реклама также лишь набирает силу. <...> МСК в России находится в зачаточном состоянии, что связано с отсутствием чёткой информационной политики государства, обеспечивающей создание условий, при которых бы поощрялось воспроизводство массовой социальной коммуникации. <...> Кроме того, неразвитость © Тулупов В.В., 2010 198 МСК в нашей стране объясняется отсутствием соответствующей правовой базы, социальных механизмов, которые могли бы стимулировать её развитие; тем, что руководители регионов, политических и бизнес-структур, организаций и учреждений ещё не в полной мере оценили важность использования МСК для укрепления имиджа как организации в целом, так и её лидеров; недостаточно высоким уровнем мастерства коммуникаторов (журналистов, пиарменов, рекламистов) или сознательным нарушением ими профессиональных (этических <...>