2010, №2 УДК 81-11 К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПАРАДИГМЫ РУССКОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ © 2010 Е.Б. Чернышова Борисоглебский государственный педагогический институт Поступила в редакцию 19 сентября 2009 года Аннотация: Целью данного исследования является описание методологических основ экспериментального исследования категории возраста и её отражения в языковом сознании. <...> Методика исследования возрастной парадигмы языкового сознания представляет собой комплекс экспериментальных методов, применяемых в определенной последовательности. <...> Ключевые слова: методология, метод, прием, методика, когнитивная лингвистика, языковое сознание, ассоциативный эксперимент, метод письменной рефлексии и др. <...> Методология – это учение о принципах, методах и приемах исследования в науке. <...> Выделяют три уровня методологии: • общефилософскую методологию; • общенаучную методологию (принципы и методы, общие для какой-либо группы наук); • частную методологию той или иной науки. <...> К методологии лингвистики относятся как общенаучные методы (методы наблюдения, эксперимента, моделирования и т. п.), так и общелингвистические методы (сравнительноисторический, структурный, конструктивный и др.) <...> . Кроме этого, в различных лингвистических направлениях используются свои методы и приемы, отвечающие объекту и целям исследования. <...> Например, в когнитивной лингвистике при ис© Чернышова Е.Б., 2010 144 следовании содержания концепта используется метод письменной рефлексии [1]. <...> Метод – «это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-н. <...> . Так, в психолингвистике, социолингвистике, когнитивной лингвистике используются экспериментальные методики, т. е. совокупность экспериментов разных видов (например, в лингвоконцептологических исследованиях – ассоциативный и рецептивный эксперименты). <...> С другой стороны, методика – это система логически последовательных <...>