2010, №2 УДК 811.111/371 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КОННОТАТИВНОГО ЗНАЧЕНИЯ У ГЛАГОЛОВ (на материале ЛСГ русских глаголов воздействия на поверхность объекта) © 2010 А.В. Медведева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 21 сентября 2009 года Аннотация: В статье рассматриваются особенности семантического словообразования у глаголов с точки зрения когнитивного подхода. <...> Выявляются закономерности и когнитивные причины развития глагольной полисемии. <...> Процессы десемантизации и развития значения по потенциальным и дифференциальным семам на основе утраты, пере-группировки или актуализации некоторых видов сем рассматриваются как основные спо-собы формирования коннотативного значения глагола от основного номинативного. <...> Ак-туализация семы происходит в рамках прототипической ситуации на основе когнитивных процессов сравнения, сопоставления и уподобления двух или более объектов окружающей действительности. <...> В когнитивной лингвистике обоснован тезис о том, что за разными частями речи стоят разные когнитивные (концептуальные) структуры. <...> По определению Е.С. Кубряковой, когнитивное описание глагола состоит в определении того, «к наречению каких сущностей он приспособлен, какие структуры знания стоят за ним, какая информация вербализуется при подведении ее под тело такого знака, как глагол» [1, 84]. <...> В литературе вопроса о семантических изменениях на уровне слова так или иначе рассматривались такие механизмы образования переносного значения слова как десемантизация (утрата всех дифференциальных сем), символизация (перенос образа с предмета, который выступает в роли © Медведева А.В., 2010 символа), перенос по функции, метафоризация и некоторые другие. <...> Выясняется, что семантические процессы при образовании новых значений слов имеют свои особенности применительно к разным частям речи. <...> Предметом нашей статьи является изучение семантических процессов развития денотативной семемы Д1 в коннотативную <...>