Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторЖитенев
Страниц5
ID523169
АннотацияВ статье исследуется морфология чувств в поэзии «серебряного века». Автор анализирует семантику оппозиций «страсть / бесстрастие», «варварство / утонченность», «поверхность / глубина». Реконструкция словаря чувств позволяет сделать вывод о типологии ценного и профанного в модернистской «семиотике страстей»
УДК821.161.1.09
Житенев, А.А. СЕМИОТИКА ЧУВСТВ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗМА / А.А. Житенев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2010 .— №2 .— С. 40-44 .— URL: https://rucont.ru/efd/523169 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2010, №2 УДК 821.161.1.09 СЕМИОТИКА ЧУВСТВ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗМА © 2010 А.А. Житенев Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 9 октября 2010 года Аннотация: В статье исследуется морфология чувств в поэзии «серебряного века». <...> Автор анализирует семантику оппозиций «страсть / бесстрастие», «варварство / утонченность», «поверхность / глубина». <...> Реконструкция словаря чувств позволяет сделать вывод о типологии ценного и профанного в модернистской «семиотике страстей». <...> Ключевые слова: семиотика страстей, модернизм, литературная рефлексия Abstract: The paper investigates the morphology of feelings in the poetry of the Silver Age. <...> Никакая литературная теория не была бы возможна, если бы, как отметил А. Михайлов <...> Наиболее заметно это становится в периоды перехода от одной литературной эпохи к другой, когда «материалом искусства становится само искусство» [2, 136]. <...> Сегала, литература оказалась обращена не столько к «созданию “модели” внетекстового мира», сколько к «описанию, оценке самых различных вариантов <….> этого моделирования» [3, 155]. <...> Важнейшей составляющей такого самоописания стало моделирование новой чувствительности, создание своего «словаря» чувств, «идиолектального мира страстей» [4, 109]. <...> © Житенев А.А., 2010 Для русского модернизма, особенно в период его формирования, насыщенность высказывания переживанием была очень значима. <...> Эмоциональность рассматривалась как возможность противостать силам отчуждения, войти в измерение «подлинного». <...> Чувствоорудие сопротивления нивелированию личностных различий, власти стереотипа: «Человек нынешнего дня» – пленник «системы чужих слов, мнений, привычек, чужой лжи и чужой правды»; единственное, что может сделать его свободным – искусство, зиждущееся на «правдивости и искренности» [5, 414, 418]. <...> Закономерным образом эмоциональность получила соотнесенность с представлением об уникальности, о сфере незаместимого «присутствия»: «Сущность искусства – производить единственное, неповторимое <...>