Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №1 2010

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОППОЗИЦИИ РОМАНОВ В. БЕЛОВА («КАНУНЫ», «ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА», «ЧАС ШЕСТЫЙ») (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСальникова
Страниц8
ID523137
АннотацияСтатья посвящена особенностям организации художественного пространства в романах В. Белова. В центре внимания стоят пространственные оппозиции и связанные с ними мотивы и топосы, выводящие на смысловой уровень текста. Основными у писателя являются оппозиции: «вертикальное – горизонтальное», «внешнее – внутреннее», «расширение – сужение», «пустое – наполненное», «реальное – искажённое». Эти понятия отражают основную оппозицию всего творчества В. Белова «лад– разлад»
УДК821.161.1.09
Сальникова, Я.В. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОППОЗИЦИИ РОМАНОВ В. БЕЛОВА («КАНУНЫ», «ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА», «ЧАС ШЕСТЫЙ») / Я.В. Сальникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2010 .— №1 .— С. 90-97 .— URL: https://rucont.ru/efd/523137 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(«КАНУНЫ», «ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА», «ЧАС ШЕСТЫЙ») © 2010 Я.В. Сальникова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 6 ноября 2009 года Аннотация: Статья посвящена особенностям организации художественного пространства в романах В. Белова <...> Эти понятия отражают основную оппозицию всего творчества В. Белова <...> В данной статье мы проанализируем художественное пространство трилогии В.И. Белова «Кануны» [2], «Год великого перелома» [3], «Час шестый» [4] и определим, как эта категория выражает модель мира писателя. <...> Так, каждый из трёх романов имеет подзаголовок, отсылающий нас к определённому времени: Кануны – Хроника конца 20-х годов, Год великого переломаХроника начала 30-х годов, Час шестыйХроника 1932 года. <...> Само определение романов – хроника («запись исторических событий в хронологической последовательности» [6, 1323]), – акцентирует внимание на конкретно-исторической основе произведений. <...> Одной из основных бинарных оппозиций романов В.И. Белова можно считать вертикаль – горизонталь. <...> Жизнь крестьянина связана с огромными, необъятными просторами, действие произведений происходит на фоне непроходимых лесов, полей, рек и озёр. <...> Так рождается чувство страха перед бескрайностью: Павел, находясь на мельнице, боится взглянуть вперёд [2, 313]; Прозоров, гуляя по лесам и полям, понимает, что жизнь и мир намного шире человеческого мировосприятия, это понимание приносит ему внутренний разлад, неудовлетворённость [2; 260, 195-196]. <...> Павел Рогов ищет в лесу 92 успокоение [2, 330], родная земля приносит душевное равновесие («Сердце его сильно и глухо бухало прямиком в тёплую землю, и казалось, что земля отзывается на эти удары» [4, 33]), Прозоров на охоте перестаёт ощущать самого себя, сливаясь с окружающим миром [2, 255], дедко Никита уходит жить далеко в лес подальше от жестокого и безбожного мира людей. <...> Мир откликается на проблемы таких людей, предупреждает о надвигающихся опасностях (первая встреча Серёжи с беглецом <...>