(«КАНУНЫ», «ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА», «ЧАС ШЕСТЫЙ») © 2010 Я.В. Сальникова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 6 ноября 2009 года Аннотация: Статья посвящена особенностям организации художественного пространства в романах В. Белова <...> Эти понятия отражают основную оппозицию всего творчества В. Белова <...> В данной статье мы проанализируем художественное пространство трилогии В.И. Белова «Кануны» [2], «Год великого перелома» [3], «Час шестый» [4] и определим, как эта категория выражает модель мира писателя. <...> Так, каждый из трёх романов имеет подзаголовок, отсылающий нас к определённому времени: Кануны – Хроника конца 20-х годов, Год великого перелома – Хроника начала 30-х годов, Час шестый – Хроника 1932 года. <...> Само определение романов – хроника («запись исторических событий в хронологической последовательности» [6, 1323]), – акцентирует внимание на конкретно-исторической основе произведений. <...> Одной из основных бинарных оппозиций романов В.И. Белова можно считать вертикаль – горизонталь. <...> Жизнь крестьянина связана с огромными, необъятными просторами, действие произведений происходит на фоне непроходимых лесов, полей, рек и озёр. <...> Так рождается чувство страха перед бескрайностью: Павел, находясь на мельнице, боится взглянуть вперёд [2, 313]; Прозоров, гуляя по лесам и полям, понимает, что жизнь и мир намного шире человеческого мировосприятия, это понимание приносит ему внутренний разлад, неудовлетворённость [2; 260, 195-196]. <...> Павел Рогов ищет в лесу 92 успокоение [2, 330], родная земля приносит душевное равновесие («Сердце его сильно и глухо бухало прямиком в тёплую землю, и казалось, что земля отзывается на эти удары» [4, 33]), Прозоров на охоте перестаёт ощущать самого себя, сливаясь с окружающим миром [2, 255], дедко Никита уходит жить далеко в лес подальше от жестокого и безбожного мира людей. <...> Мир откликается на проблемы таких людей, предупреждает о надвигающихся опасностях (первая встреча Серёжи с беглецом <...>