«СИВЦЕВ ВРАЖЕК» © 2010 Г.О. Папшева Традиционная гимназия во имя свт. <...> Митрофана Воронежского Поступила в редакцию 5 января 2010 года Аннотация: Рассматриваются эсхатологические мотивы в литературе и публицистике Русского Зарубежья. <...> Анализируются специфика апокалиптических образов в художественной картине мира М.А. Осоргина. <...> Ключевые слова: эсхатологические мотивы, литература Русского Зарубежья, художественная картина мира М.А. Осоргина. <...> Эсхатологические мотивы составляют одну из образно-смысловых доминант литературы русского Зарубежья 1920–1930-х годов. <...> Осмысление понятия “конца света” происходит практически одновременно в литературе, публицистике, философии. <...> Система эсхатологических представлений состоит из нескольких последовательных элементов, иллюстрирующих различные стадии апокалиптического времени. <...> Кратко их можно охарактеризовать так: 1) скорби и казни, бедствия и знамения последних времен, крайнее напряжение зла и неправды, предшествующее “концу”; 2) борьба Мессии и Антихриста; 3) “страшный суд”; 4) “тысячелетнее царство”[9, 500]. <...> Подобные представления составляют основу эсхатологической темы русской эмиграции, однако четвертый элемент — тема “блаженного воскресения” для культурного пространства Зарубежья в целом не характерна, так как происходящие события получают в основном трагическую трактовку. <...> © Папшева Г.О., 2010 Ощущение конца времен появляется в русской литературе сравнительно рано. <...> пишет о том, что интеллигенция проникнута эсхатологическими настроениями, она ждет “всеобщего катаклизма”[2]. <...> В 1918 году в творчестве философа появляются строки о конце света как о свершившемся факте, вводится понятие “антихриста”, которому “подчинились” русские революционеры — “апокалиптики и нигилисты по своей природе”[3]. <...> Бердяев выделяет “ожидание конца света” как одну из национальных черт русского народа, жаждущего “конца, завершения истории”. <...> с характерным названием “Апокалипсис <...>