МЕРЕЖКОВСКОГО © 2010 Н.Г. Коптелова Костромской государственный университет Поступила в редакцию 18 марта 2009 года Аннотация: В статье раскрываются особенности интерпретации творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, представленной в книге Д.С. Мережковского (1900–1902 гг.); характеризуются черты метода критика. <...> и Достоевский» впервые было опубликовано в журнале «Мир искусства» (1900–1902). <...> Несомненно, рецензенты были шокированы не только новизной интерпретации творчества Толстого и Достоевского, представленной в капитальном труде, но и оригинальностью метода исследователя, непривычностью формы выражения мысли критика. <...> Следует отметить, что организация материала в книге Мережковского не вполне соответствует тому строгому распределению, которое обозначено в заглавиях частей: «Жизнь Л. Толстого <...> В © Коптелова Н.Г., 2010 этих композиционных сдвигах подспудно «кристаллизуется» идея жизнетворчества, ставшая стержнем не только символизма, но и культуры Серебряного века в целом. <...> В процессе исследования Мережковский часто не просто соотносит, но соединяет «жизнь», «творчество», «религию» в одно нерасторжимое целое, что само по себе принципиально и концептуально значимо. <...> Для того чтобы постичь феномены Толстого и Достоевского, дотянуться до двух самых высоких «вершин» русской литературы, Мережковский использует широчайший контекст русской и мировой культуры. <...> и Достоевский» по принципу «ветвящегося дерева» разворачивается огромное множество более локальных литературных, культурологических, историософских, религиозных параллелей. <...> Во введении Мережковский бегло намечает ключевые идеи, которые лейтмотивами будут пронизывать все дальнейшие рассуждения автора двухтомного исследования. <...> Ведущие лейтмотивы книги Мережковского связаны с утверждением пушкинского истока творчества Толстого и Достоевского и идеей всемирного значения тех духовных открытий, которые совершила русская литература <...>