(НА ПРИМЕРЕ РЕЦЕНЗИЙ ИЗ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ») © 2009 Е.А. Набиева Тюменский государственный университет Поступила в редакцию 15 июля 2009 года Аннотация: в статье анализируются способы текстового воплощения стратегии убеждения посредством категории оценочности, поскольку именно в данной категории воплощаются коммуникативные целеустановки жанра рецензия. <...> Для этого сравнивается языковая личность и индивидуальный стиль журналиста П. Басинского <...> Традиционное понимание роли критики в художественно-творческом процессе основывается на том представлении, что «критика формирует поле общественного мнения вокруг художественного произведения, что способствует его социальному функционированию, осуществлению самого бытия произведения как предметно-физического, реального и как общественно-духовного, идеального явления» [1, 459] (выделение – Ю.Б. Борева). <...> © Набиева Е.А., 2009 176 Поэтому сегодня главным звеном в коммуникативной цепочке «искусство» – «СМИ» – «реципиент» является представитель прессы, поскольку от его аналитических способностей, уровня знаний в определенной области искусства (или искусства в целом) и речевого мастерства зависит успешность всей коммуникации. <...> Исследователь рецензии Т.И. Синдеева выделяет четыре коммуникативные целеустановки жанра: «1. <...> Эта целеустановка рецензии заключается в сообщении определенных фактуальных сведений о рецензируемом произведении, о его создателях, содержании произведения, особенностях его оформления и реализации. <...> 2009, №2 Е.А. Набиева оценку произведению и его различным аспектам. <...> Перечисленные коммуникативные установки реализуются в тексте рецензии через категорию оценочности, которая проявляется на уровне отбора фактов, в процедуре оценивания и обоснования оценки, в усилении персуазивности текста. <...> Вслед за Н.И. Клушиной мы считаем, что «выбор автором любого речевого средства в публицистическом тексте будет проходить под контролем глобальной <...>