2009, №2 УДК821.111.09:53 ПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ © 2009 О.А. Бердникова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 марта 2009 года Аннотация: В статье исследована проблема поэтологии серебряного века русской литературы в аспекте христианской духовной традиции. <...> Выявлена трансформация традиционных парадигм художественного творчества «поэт-пророк» и «поэт-служитель Муз». <...> Рассмотрено соотношение духовных и эстетических доминант в поэтологических моделях «поэт-теург» и «поэт-артист» на основе теоретических статей и поэтических текстов символистов и акмеистов. <...> Этот период столь богат яркими поэтическими индивидуальностями, различными течениями и стилевыми поисками, что закрепившийся за ним термин-метафора «серебряный век», обозначая на самом деле творческую деятельность всего четверти столетия (1890-е – начало 1920-х годов), вполне адекватно отражает эту насыщенность. <...> Общепризнанно, что серебряный век – это не только суммарно взятое развитие поэтических течений, определенных театральных систем, живописных «школ», это особый тип художественного сознания, новый образ мышления, новая модификация © Бердникова О.А., 2009 16 русской культуры в целом. <...> В этом отношении «поэт серебряного века» воспринимается в наше время как устойчивое и вполне сформировавшееся понятие, обозначающее поэта модернистской эстетической ориентации, активного участника литературного процесса в качестве представителя одного из поэтических течений, человека яркого и неординарного творческого поведения. <...> В результате в наши дни само понятие «поэт серебряного века» предполагает оценочную разнонаправленность: в плане эстетическом – высокую степень художественного «качества», в плане духовно-религиозном – репутацию поэта с демоническими характеристиками. <...> Иначе придется констатировать радикальную смену основных парадигм <...>