ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» © 2009 Е.С. Обухова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 30 сентября Аннотация: В статье рассматриваются возможные источники заимствования личных имен (фольклор, французская и русская литература XVIII века, творчество В.А.Жуковского, русский театр и др.) <...> . В статье приводятся примеры онимов из поэмы с целью подтвердить возможные источники их введения в поэму. <...> Сложность изучения собственных имен в поэме связана также с тем, что произведение достаточно хорошо изучено литературными критиками и имеет огромное количество откликов, в том числе написанных при жизни поэта. <...> Здесь мы сталкиваемся как с объективными, так и с субъективными трактовками имен. <...> Например, С.М. Сандомирский в монографии «Прочитанный Пушкин» в главе «Имена у Пушкина» интерпретирует имена крайне просто, поверхностно: «Рус-лан, русский титан, атлант; Рат-мир, ратник мирный или любовник; Людмила – людям милая; Черномор – черный мор; Наина – наивная» [3, 140]. <...> © Обухова Е.С., 2009 80 Подобные характеристики не только не соответствуют характерам героев (колдунью Наину счесть наивной достаточно трудно), но и лишают имена их глубокого смысла, сложившегося в истории литературы в определенные стереотипы. <...> Также следует отметить, что «Руслан и Людмила» – поэма, на первый взгляд не кажущаяся сложной в ономастическом плане, так как имен здесь немного и их достаточно классифицировать. <...> Но источники заимствования имен остаются не совсем ясными. <...> Мы насчитываем 9 мифологических антропонимов (Амур, Гимен, Диана, Киприда, Мельпомена, Орфей, Паллада, Феб, Цитерея) и 5 условно-поэтических имен (Дельфира, Дорида, Зоил, Климена, Лида). <...> Так же бесспорны реальные имена людей, с которыми А.С. Пушкин был знаком. <...> Но количество таких имен в поэме не просто мало – оно ВЕСТНИК ВГУ. <...> 2009, №1 Е.С. Обухова ограничивается фамилией художника Александра Осиповича Орловского (1777–1832): Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь <...>