ТОЛСТОГО © 2009 К.А. Нагина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 29 октября Аннотация: В статье исследуется мотив путешествия как один из элементов «внутренней связи», «сцепляющей» идеи внутри единого текста, который составляют все творения Л. Толстого <...> Объектом исследования является путешествие юного Нехлюдова в рассказе «Утро помещика», корреспондирующее с путешествием зрелого Нехлюдова в романе «Воскресение». <...> Путешествие становится одним из элементов «внутренней связи», которая «сцепляет» идеи не только внутри одного произведения, она «служит основанием… сцеплений» [2, 62: 372] внутри единого текста, который составляют все творения Толстого. <...> Один из любимых персонажей писателя, Дмитрий Нехлюдов, фигурирующий в повестях «Отрочество» и «Юность», в рассказах «Записки маркера», «Утро помещика», «Люцерн» и романе «Воскресение», неоднократно совершает подоб© Нагина К.А., 2009 72 ные путешествия. <...> Путешествие, проделанное юным героем в «Утре помещика», корреспондирует с путешествием зрелого Нехлюдова в «Воскресении»: эпизод, охватывающий I–IX главы второй части романа «Воскресение», который можно озаглавить как «Нехлюдов в деревне», парадигматически повторяет действие и «ритм переживания» рассказа «Утро помещика». <...> Князь Дмитрий Нехлюдов принимает решение поселиться в деревне. <...> 2009, №1 К.А. Нагина Дмитрий Нехлюдов едет в принадлежащие ему деревни. <...> Вибрирующее кваканье лягушек напоминает Нехлюдову дрожанье ее губ и фразу: «Вы это совсем оставьте» [4, 211]. <...> Когда «Нехлюдов вскочил с постели, опоминаясь», он обнаружил, что «вчерашних чувств сожаления… не было и следа… теперь он радовался тому делу, которое предстояло ему, и невольно гордился им» [4, 211]. <...> Но побеждает психология хозяина: Давыдку надо «взять во двор… и исправлять его» [3, 351]. <...> Вид довольства крестьянского семейства одновременно рождает в нем то же чувство стыда и вины. <...> ТОЛСТОГО сам ста-рик и его сыновья – особенно младший <...>