Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №1 2008

П.Е. Астафьев – философский критик и цензор Л.Н. Толстого (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПрасолов
Страниц11
ID522959
Аннотация«Что же нам делать в виду такой страшной Медузовой головы, этого колоссального как по силе и полноте, так и по совершенному отсутствию оснований осуждения всего нашего бытия в бессмыслии, лжи и разврате?» Восклицание, недоумение, растерянность, бессилие и священный ужас слились в этом вопросе, высказавшемся вдруг среди уверенного критического борения с мыслью Толстого у одного из его современников. Почему острая своей неожиданностью мифологизация великого писателя вылилась в образ древнего хтонического чудовища? Кто же этот Персей, вступивший в отважный агон с Горгоной?
Прасолов, М.А. П.Е. Астафьев – философский критик и цензор Л.Н. Толстого / М.А. Прасолов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2008 .— №1 .— С. 106-116 .— URL: https://rucont.ru/efd/522959 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

» Восклицание, недоумение, растерянность, бессилие и священный ужас слились в этом вопросе, высказавшемся вдруг среди уверенного критического борения с мыслью Толстого у одного из его современников. <...> Почему острая своей неожиданностью мифологизация великого писателя вылилась в образ древнего хтонического чудовища? <...> Нашим героем выступает Петр Евгеньевич Астафьев (1846–1893), который, несмотря на растущие в последнее время публикации его сочинений и исследований его творчества, все еще остается в числе «забытых» персонажей истории русской философии и публицистики, чье бессмертие, в отличие от Персея, обеспечивают, главным образом, сноски и комментарии к произведениям «великих» авторов. <...> Астафьев сумел создать вполне законченное самостоятельное представление о творчестве Толстого. <...> Слово и самосознание личности для Астафьева невозможны друг без друга. <...> По мнению Астафьева, они подняли волну посредственности в литературе, превратили слово в утилитарное орудие разума. <...> «Тенденция» изгоняла из искусства все индивидуальное, личное и гениальное. <...> По его словам, Толстой обладает «даром гениально объективного воспроизведения действительности в художественных образах», в которых живет «внутренняя правда действительности», «там сама жизнь». <...> Более того, по мнению Астафьева, Толстой завоевал русскому народу «право считаться культурным народом». <...> Как и Персею, ему потребовался блестящий щит премудрой Афины, чтобы создать в нем отражение чудовища, ибо отраженный взгляд теряет свою губительную мощь. <...> Однажды восприняв личность и мысль Толстого в образе хтонического существа, Астафьев будет неуклонно следовать логике метафоры, исчерпывая ее внутренние смысловые ресурсы. <...> «Натуры глубокие, богато одаренные и страстные оставляют и на своих судьбах и делах… резко отмечающую их печать цельности, законченности и какой-то роковой стихийной последовательности. <...> Именно «законченность и стихийная, неуклонная <...>