Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №1 2008

Оппозиция свой-чужой (на материале лексики эвенкийского языка) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМерекина
Страниц4
ID522953
АннотацияДля лингвистики конца XX века характерен повышенный интерес к исследованию взаимосвязи языка и духовной культуры нации, что послужило основанием к становлению лингвокультурологии – «… научной дисциплины, исследующей воплощенные в живой речи национальный язык, материальную культуру и менталитет» [13, 216]. Лексика выступает в роли пласта, насыщенного культурной информацией о жизни народа, способного отражать различного рода отношения с представителями другого этноса, тем самым фиксировать свое и чужое
Мерекина, Е.В. Оппозиция свой-чужой (на материале лексики эвенкийского языка) / Е.В. Мерекина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2008 .— №1 .— С. 75-78 .— URL: https://rucont.ru/efd/522953 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2008, № 1 оппозиция сВОй-чУжОй (На материале леКсиКи ЭВеНКийсКого языКа) © 2008 е. <...> Благовещенский государственный педагогический университет Для лингвистики конца XX века характерен повышенный интерес к исследованию взаимосвязи языка и духовной культуры нации, что послужило основанием к становлению лингвокультурологии – «… научной дисциплины, исследующей воплощенные в живой речи национальный язык, материальную культуру и менталитет» [13, 216]. <...> Лексика выступает в роли пласта, насыщенного культурной информацией о жизни народа, способного отражать различного рода отношения с представителями другого этноса, тем самым фиксировать свое и чужое. <...> В процессе межкультурного диалога происходят коллизии двух национальных сознаний: в конфликт вступают свои и чужие когнитивные, эмотивные и аксиологические установки [10]. <...> Оппозиция свой-чужой как постоянный принцип культуры существует в основе этнического самосознания, формирует коллективное, массовое, народное мироощущение [11, 84; 11, 126-143]. <...> Иными словами, культурная константа Свой-Чужой является дифференцирующим и интегрирующим признаком этноса. <...> В системе бинарных оппозиций, лежащих в основе модели мира, культурная константа Свой-Чужой занимает особое место: она «является исторически более новой, не получившей однозначного решения. <...> Это связано с тем, что рассмотрение данного противопоставления требует обращения к особенностям мировоззрения этноса»; «эта сфера такая, где само противопоставление создается не только объективными данными, но и субъективным отражением сознания» [11, 127]. <...> Окружающая действительность воспринимается человеком, прежде всего, как пространство и классифицируется на основе архетипических представлений о его структуре с помощью оппозиций верх-низ, правый-левый, близкий-далекий и т. п. <...> Модель мира развивается и усложняется в результате категоризации природного и социального пространства на основе еще одного ряда бинарных <...>