2008, № 1 формироВаНие хУдожестВеННой КоНцепции ЧелоВеКа В поздНий соВетсКий период © 2008 В.н. <...> Гуреев В каждую конкретную историческую эпоху складывается своя социально-философская концепция человека, под которой традиционно понимается “система ценностных ориентаций, устойчивых внутренних мотивов и установок человеческой деятельности, обусловленных социально-экономическими и духовными условиями и выражающих как общественные настроения и социальные чувства, так и умонастроения личности, ее отношения к человеку, обществу и миру” [1]. <...> Одновременно в искусстве утверждается художественная концепция человека. <...> Безусловно, при этом художники не могут не испытывать на себе влияние и социально философской концепции человека, доминирующей в обществе в данный момент. <...> Однако художественная концепция человека не исчерпывает всего многообразия социально-философской концепции человека. <...> Она стремится вобрать множественность проявлений человеческой индивидуальности в об-щественной жизни, передать противоречивую сложность человеческих контактов и в конечном счете повлиять на формирование определенных общественных настроений, на создание различных вариантов коллективных настроений и тем самым выразить неподчинение, несогласие с доминирующими, но уже исчер-пывающими себя трактовками концепции личности. <...> В атмосфере советской действительности 70-х годов продолжала формироваться советская концепция личности, предусматривающая в качестве основных атрибутов советский патриотизм, верность общественному долгу, социальную активность, гражданское мужество, глубокое осознание норм нравственности и недопустимости отступления от них. <...> В подобном подходе явно просматривалась оглядка на основополагающие идеологические установки, изложенные в партийных документах, включая Программу КПСС, в которой прямо ставилась задача воспитания человека, “гармонически сочетающего в себе духовное богатство <...>