2008, № 1 симВолистсКая пУБлицистиКа КаК историЧесКий истоЧНиК © 2008 М.А. Воскресенская санкт-Петербургский государственный университет Публицистические труды символистов представляют серьезную источниковедческую ценность для исследования мировоззренческих аспектов культуры Серебряного века, поскольку символизм не только являл собой эстетическую доминанту своей культурно-исторической эпохи, но и сформировал стиль ее мышления, основы ее миропонимания. <...> Публицистика символистов не была связана непосредственно с журналистской деятельностью и не являлась сиюминутной реакцией “на злобу дня”, однако статьи, доклады, манифесты, материалы дискуссий, исходившие из среды символистов, неизменно касались насущнейших общественных проблем переломной, рубежной поры. <...> Публицистические источники раскрывают характерные черты миропонимания творцов Серебряного века, прежде всего связанные с поисками дальнейшего исторического пути России. <...> При всей отстраненности представителей культурной элиты от классовых битв, в сложной исторической ситуации порубежья, в условиях ограниченности буржуазных реформ, беспомощных попыток демократизации, усиливавшейся поляризации социальных групп, очевидной несостоятельности внешней и внутренней политики царизма их, конечно, не могли не волновать “больные” вопросы времени. <...> Поэтому культуре Серебряного века был присущ, наряду с рафинированной утонченностью, публицистический пафос. <...> Творцом культуры Серебряного века стал новый тип интеллигенции, сложившийся в России к рубежу столетий и ставший культурной элитой русского общества. <...> Они отвергали революционное насилие и политический радикализм, настаивая на поисках путей духовного совершенствования общества. <...> Закономерность социальных потрясений в России начала ХХ века, безусловно, осознавалась всеми мыслящими людьми, но революционность культурной элитой понималась по-своему. <...> Взгляды авторов сборника <...>