2007, № 2 СУБСТАНТИВНыЕ ФОРМы НОМИНАцИИ ПЕРСОНАжА В ПРОЗЕ А.П. <...> Хади Джавад Воронежский государственный университет Как известно, основной чертой художественной литературы является антропоцентризм, а одним из главных выражаемых в ней универсальных смыслов – ‘человек’. <...> Это чиновники самых разных ведомств (банковец, акцизный, чиновник почтового ведомства, секретарь дворянской опеки) и рангов (секретарь, экзекутор, коллежский регистратор, губернский секретарь, титулярный советник, статский советник, губернатор); представители судебной системы (товарищ прокурора, следователь, судебный пристав, председатель судебной палаты, член судебной палаты, защитник, кандидат на судебные должности) и полицейские (жандарм, полицейский надзиратель, городовой, полицейский урядник). <...> Таким образом, можно сказать, что посредством указания на профессию или род занятий героя А. П. Чехов вписывает его в систему социальных координат. <...> Второе место по частотности употребления занимают имена собственные – универсальная функционально-семантическая категория имен существительных, особый тип словесных знаков, предназначенный для выделения и идентификации единичных объектов, выражающих единичные понятия и общие представления об этих объектах в языке, речи и культуре народа [5, 1; 1, 8]. <...> Применительно к личным именам персонажей следует отметить, что поскольку в прозе Чехова представлены все социальные слои общества: крестьяне, мещане (ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы), служащие, военные, рабочие, дворяне, купцы и представители духовенства, то для именования их представителей автор использует разнообразные формы русских антропонимов. <...> 2007, № 2 140 СУБСТАНТИВНыЕ фОРМы НОМИНАцИИ ПЕРСОНАжА В ПРОЗЕ А.П. <...> Обращает на себя внимание тот факт, что трехчленные номинации в рамках исследованного материала используются только по отношению к лицам, имеющим достаточно высокий социальный статус. <...> Например: иван Адольфович <...>