Арсений Несмелов (А. И. Митропольский) приобретает в настоящее время известность как один из ведущих поэтов “русского Харбина”. <...> Можно сказать, что серьезному анализу она почти не подвергалась, в числе немногих удачных попыток – блестящее предисловие Е. В. Витковского к сборнику поэзии и прозы А. Несмелова <...> “Без Москвы, без России”, соответствующая статья в книге В. В. Агеносова “Литература русского зарубежья” (1918–1996) и кандидатская диссертация Цзяо Чень “Русский литературный Харбин 19 0–1930-х годов”, защищенная в Ивановском университете под руководством профессора В. П. Куприяновского. <...> У нас же в 1990 году в книге “Без Москвы, без России”, изданной “Московским рабочим”, опубликованы десять рассказов с комментариями Е. В. Витковского и А. В. Ревоненко. <...> Однако, в отличие от стихов, и здесь проза Несмелова аналитически не рассматривалась. <...> Исключение составляет рассказ “Маршал Свистунов”, который Е. В. Витковский определил как “типичный эмигрантский лубок на советскую тему” [1] . <...> Еще один рассказ – “Сторублевка” – удалось отыскать в книге Е. П. Таскиной и Д. Г. Селькиной “Харбин. <...> “Богоискатель” впервые был опубликован в сборнике А. И. Несмелова “Рассказы о войне” (Харбин, 1936). <...> Уже в названии рассказа отчетливо проявляется интерес автора к религиознофилософской проблематике, характерной для русской классической литературы, а также литературы “рубежа веков” и первой четверти ХХ века. <...> Онтологическая проблематика просматривается и в том концептуальном наборе имен-маркёров, которые предлагает Несмелов в начале рассказа: – Отвечай, Влас, кто ты есть? – я есть, ваше высокоблагородие, богоносец тарского уезда Омской губернии , деревни сухие пеньки. – так! <...> – Это значит, ваше высокоблагородие, что я есть зерно великого русского народа, который даст миру настоящего Бога. – кто так учил? – так учил штабс-капитан инженерных войск Федор Михайлович Достоевский. сочинений их благородия я, по малограмотности <...>