2007, № 2 СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В МЕМУАРНОЙ ПРОЗЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-эМИГРАНТОВ ПЕРВОЙ ВОЛНы © 2007 н.н. кознова старооскольский филиал Белгородскогой государственного университета Русская эмиграция первой волны — следствие тяжелых потрясений, обрушившихся на Россию в начале XX века. <...> Наши соотечественники отказались жить и трудиться в условиях несвободы, подвергая свою жизнь и жизни своих близких смертельной опасности, поэтому и оказались на чужбине, как на «спасительном острове». <...> Немного оправившись от пережитого, эмигранты обратили свои мысли к осознанию событий, уже произошедших и происходящих в современном им российском обществе. <...> Прежде всего, осмысления требовала русская революция, как событие и явление. <...> Первая реакция людей, попавших в водоворот революционных дней, имела в большей степени эмоциональный характер. <...> Ее определяли, как точку, с которой начинается отсчет новой эры, грань, между прошлым и будущим; важный политический урок для России и других стран мира; социальный эксперимент, с неизвестным финалом и т. п. <...> Историческая наука Русского Зарубежья в тот момент обратились к собиранию как можно большего количества фактов, которые, по предположению ученых, с течением времени должны вскрыть формы, проявляющие законы общественного развития. <...> Публицистика и мемуаристика 19 0-х годов подтверждает общее увлечение эмигрантов воспоминаниями, дневниками, письменными свидетельствами очевидцев революционных событий. <...> В роли мемуаристов выступили и рядовые граждане, и политические, и военные деятели, и профессиональные историки, и художники слова. <...> На страницах периодической эмигрантской печати многие имена историков, философов стояли рядом с именами писателей и литературных критиков, публицистов: Милюков, Бицилли, Флоровский, Федотов, Степун, Бердяев, Зайцев, Бунин, Ремизов, Шмелев, Гиппиус, Мережковский, Адамович, Вейдле, Ходасевич и др. <...> Однако, несмотря на большое желание <...>