2005, ¹ 2 “ЭПОХИ” НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СМИ © 2005 А.А. Золотухин Воронежский государственный университет На рубеже тысячелетий появилось много подходов к периодизации новейшей истории российских СМИ, как и общественно-политической ситуации в целом. <...> Среди них выделяются работы московских ученых, таких как Я. <...> Я. Н. Засурский, с которым солидарен один из самых авторитетных российских редакторов рубежа тысячелетий Е. В. Яковлев, выделяет период гласности – 1985–1990 гг., затем с 1990 по 1993–1995 гг. – самый лучший период российской прессы, в который она, по мнению этих исследователей, играла активную, самостоятельную роль, что сказалось, например, во время мощной антивоенной кампании, развернутой российской прессой в ходе первой чеченской войны. <...> Его можно назвать периодом проявления сущностной природы прессы в демократическом обществе. <...> Уже в середине девяностых явственно начали проступать признаки следующего периода, который мэтры отечественной теории и практики журналистики назвали периодом “коммерческой прессы и концентрации” (определение Я. Н. Засурского) или “управления прессы капиталом” (определение Е. В. Яковлева). <...> Характерно, что в основе этого современного периода, по мнению и Засурского и Яковлева, лежат характеристики взаимоотношения СМИ и бизнеса. <...> Основой периодизации, предлагаемой Засурским-младшим, наряду с политико-экономическими процессами становятся конкретные исторические события1 . <...> Автор с перестроечных времен до начала нового века выделяет пять периодов. <...> Первый, называемый “предысторией российской системы СМИ”, заканчивается 1990-м годом. <...> Засурским вслед за шотландским исследователем Брай1 См. Засурский И. <...> 182 аном Макнейром как “золотой век российской прессы”, и одновременно как начало “первой приватизации” СМИ, и как “медовый месяц взаимоотношений СМИ и власти”. <...> Третий – с 1992 по 1996 гг. – время формирования новой российской системы СМИ, который, в свою очередь, определяется несколькими <...>