Колмаков Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 января 2012 г. Аннотация: рассматривается проблема ценности жизни в Древнем мире. <...> Автор прослеживает связь между отсутствием веры в бессмертие души и фатализмом, порождавшими нравственный упадок, и глубоким пессимизмом, отрицавшим ценность жизни. <...> Оптимизм и пессимизм – две позиции, противоположно трактующие ценность жизни, возникли достаточно давно. <...> Как правило, его использовали радикалы как политическое клише в крити© Колмаков В. Б., 2012 9* 131 Вестник ВГУ. <...> Это словоупотребление сохранилось вплоть до наших дней, акцентируя психологическую причину пессимизма. <...> В дальнейшем присущая XVIII в. ирония исчезла, и понятие «пессимизм» обрело свое привычное содержание, обозначив учение, согласно которому мир рассматривается как худший из возможных миров, потому что наличие страданий и конечности земной жизни придает ей отрицательную ценность. <...> Общепринятой является позиция, согласно которой в мировоззрении древних обществ господствовал пессимизм как негативная оценка жизни. <...> Их создавала сама жизнь, полная страданий, непредсказуемая, непонятная и потому страшная. <...> В силу традиционности жизни безысходность и неумолимость бытия воспринимались скорее всего как нормальное состояние дел. <...> Однако у человека всегда имелась надежда на избавление от страданий жизни, выражавшаяся в мечтах о лучшей доле если не в земной жизни, то в небесной. <...> Почему же в древности такая надежда была слабой либо отсутствовала, подталкивая тем самым к безнадежному пессимизму? <...> Автор исходит из идеи, согласно которой ценность жизни определяет132 ся рядом положений, фиксирующих признание бессмертия души, воскресения мертвых и посмертного воздаяния. <...> Причины пессимизма следует искать в представлениях о загробной жизни и тех нравственных и мировоззренческих выводах, которые следовали из этих представлений. <...> Смерть всегда являлась мощным источником пессимизма <...>