Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
0   0
Первый авторКолмаков
Страниц12
ID522540
Аннотациярассматривается проблема ценности жизни в Древнем мире. Автор прослеживает связь между отсутствием веры в бессмертие души и фатализмом, порождавшими нравственный упадок, и глубоким пессимизмом, отрицавшим ценность жизни
УДК141. 22(3)(091)
Колмаков, В.Б. ПЕССИМИЗМ В ДРЕВНЕМ МИРЕ / В.Б. Колмаков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2012 .— №1 .— С. 131-142 .— URL: https://rucont.ru/efd/522540 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Колмаков Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 января 2012 г. Аннотация: рассматривается проблема ценности жизни в Древнем мире. <...> Автор прослеживает связь между отсутствием веры в бессмертие души и фатализмом, порождавшими нравственный упадок, и глубоким пессимизмом, отрицавшим ценность жизни. <...> Оптимизм и пессимизм – две позиции, противоположно трактующие ценность жизни, возникли достаточно давно. <...> Как правило, его использовали радикалы как политическое клише в крити© Колмаков В. Б., 2012 9* 131 Вестник ВГУ. <...> Это словоупотребление сохранилось вплоть до наших дней, акцентируя психологическую причину пессимизма. <...> В дальнейшем присущая XVIII в. ирония исчезла, и понятие «пессимизм» обрело свое привычное содержание, обозначив учение, согласно которому мир рассматривается как худший из возможных миров, потому что наличие страданий и конечности земной жизни придает ей отрицательную ценность. <...> Общепринятой является позиция, согласно которой в мировоззрении древних обществ господствовал пессимизм как негативная оценка жизни. <...> Их создавала сама жизнь, полная страданий, непредсказуемая, непонятная и потому страшная. <...> В силу традиционности жизни безысходность и неумолимость бытия воспринимались скорее всего как нормальное состояние дел. <...> Однако у человека всегда имелась надежда на избавление от страданий жизни, выражавшаяся в мечтах о лучшей доле если не в земной жизни, то в небесной. <...> Почему же в древности такая надежда была слабой либо отсутствовала, подталкивая тем самым к безнадежному пессимизму? <...> Автор исходит из идеи, согласно которой ценность жизни определяет132 ся рядом положений, фиксирующих признание бессмертия души, воскресения мертвых и посмертного воздаяния. <...> Причины пессимизма следует искать в представлениях о загробной жизни и тех нравственных и мировоззренческих выводах, которые следовали из этих представлений. <...> Смерть всегда являлась мощным источником пессимизма <...>