Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторОмельченко
Страниц11
ID522538
Аннотацияавтором рассматривается свобода как неотъемлемое свойство человека. В связи с этим обсуждаются следующие вопросы: свобода и ответственность, собственность и свобода, свобода как фактор безопасности, свобода как принцип метафизики уважения к человеку, метафизика тирании. По мнению автора, современные социальные и технологические вызовы актуализируют свободу прежде всего как непреходящую антропологическую ценность
УДК101.3
Омельченко, Н.В. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТЬ / Н.В. Омельченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2012 .— №1 .— С. 101-111 .— URL: https://rucont.ru/efd/522538 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Научные доклады УДК 101.3 СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТЬ Н. В. <...> Омельченко Волгоградский государственный университет Поступила в редакцию 17 февраля 2012 г. Аннотация: автором рассматривается свобода как неотъемлемое свойство человека. <...> В связи с этим обсуждаются следующие вопросы: свобода и ответственность, собственность и свобода, свобода как фактор безопасности, свобода как принцип метафизики уважения к человеку, метафизика тирании. <...> Идея свободы плохо прижилась в новейшей истории России. <...> Риторический вопрос: можно ли доверять знанию одномерных индивидов? <...> Новая социальная теория должна, по крайней мере, задуматься над вопросом о природе ценностей и их роли в гуманитарном знании. <...> Понятие ценность указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [1, с. <...> Возьмем, к примеру, постулат: мерой социального прогресса является степень свободы лич© Омельченко Н. В., 2012 101 Вестник ВГУ. <...> Это означает, что без свободы человек перестает быть человеком. <...> В античности рабов называли говорящими орудиями, им отказывали в праве быть людьми. <...> Поэтому человек не может добровольно бежать от своей свободы, он убегает от «невыносимой легкости бытия» (например, от одиночества или индивидуального бессилия). <...> Любопытно, что различные трактовки свободы сходятся обычно в одном: свобода есть неотъемлемое свойство человека. <...> Так, по Бердяеву, человек, как и Бог, имеет принцип ничем и никем не детерминированной свободы. <...> По его мнению, неверно старое понимание воли как одного из элементов душевной жизни, через который человек совершает выбор между добром и злом и делается ответственным за зло. <...> Такая свобода воли порабощала и угнетала человека; настоящее освобождение человека происходило от благодати, а не от свободы воли; человек свободен, когда ему не нужно выбирать. <...> Богобоязненный человек не имеет «свободной воли»: он раб и слуга воли Господа или воли сатаны. <...> Следовательно, мы можем <...>