Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия  / №2 2009

«МАТЕМАТИКА ЧУВСТВА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. НИЦШЕ И Р. МУЗИЛЯ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЩербакова
Страниц12
ID522462
Аннотацияв статье рассматриваются ницшеанские мотивы в интеллектуальных романах Р. Музиля: трансформация представляющего науку «свободного духа» и математики как средства «человековедения» в «человека возможности» и «математику чувства». Автор делает вывод, что Р. Музиль проводит основных героев через «испытание Ницше», отдавая предпочтение второму («критическому») периоду творчества философа
УДК130.2
Щербакова, Е.В. «МАТЕМАТИКА ЧУВСТВА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. НИЦШЕ И Р. МУЗИЛЯ / Е.В. Щербакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2009 .— №2 .— С. 125-136 .— URL: https://rucont.ru/efd/522462 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Научные доклады УДК 130.2 «МАТЕМАТИКА ЧУВСТВА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. НИЦШЕ <...> Щербакова Коломенский государственный педагогический институт Поступила в редакцию 29 октября 2009 г. Аннотация: в статье рассматриваются ницшеанские мотивы в интеллектуальных романах Р. <...> Музиля: трансформация представляющего науку «свободного духа» и математики как средства «человековедения» в «человека возможности» и «математику чувства». <...> Музиль проводит основных героев через «испытание Ницше», отдавая предпочтение второму («критическому») периоду творчества философа. <...> Нашей задачей стало рассмотрение некоторых аспектов стиля писателя с позиций их ницшеанской производности и истолкования. <...> Объединенные критической позицией по отношению к ценностям старшего либерального поколения, молодые студенты Венского университета видели в идеях Вагнера и Ницше возможность отыскать путь в тупиках современности. <...> Музиль в этом плане составлял скорее исключение, поскольку в 128 его творчестве наиболее отчетливо выявлена рациональная компонента, которую можно — на основании соответствующих фрагментов произведений и дневниковых записей писателя — признать производной от ницшевского второго периода творчества (1876—1882, годы создания «Человеческого, слишком человеческого», «Утренней зари» и «Веселой науки»). <...> Эта формулировка представляет собой не только возражение знаменитому тезису Вагнера о человеке свободном и сильном, которому Революция даст силу, а Искусство — красоту («Искусство и революция»), но и утверждение «научной» позиции зрелого периода творчества. <...> Под микроскопом критического аналитика художник, в раннем периоде творчества Ницше превознесенный за креативность и игру художественных сил («играющее дитя»), теперь становится симптомом стратегии уклонения от реальной жизни. <...> В ницшевской критике художественной культуры ощутим оттенок сожаления по поводу дистанцированности от искусства, его отстранения в область <...>