Максим ГОРЬКИЙ
Разрушение личности
Максим Горький: pro et contra / Вступ. ст., сост. и примеч.Ю. В. Зобнина. -- СПб.: РХГИ, 1997. -
- (Русский путь).
OCR Бычков М. Н.
I
Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он -- единственный и неиссякаемый
источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт,
создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них -- историю всемирной культуры.
Во дни своего детства, руководимый инстинктом самосохранения, голыми руками борясь с
природой, в страхе, удивлении и восторге пред нею, он творит религию, которая была его поэзией и
заключала в себе всю сумму его знаний о силах природы, весь опыт, полученный им в столкновениях с
враждебными энергиями вне его. Первые победы над природой вызвали в нем ощущение своей
устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили к созданию героического эпоса, который
стал вместилищем знаний народа о себе и требований к себе самому. Затем миф и эпос сливались
воедино, ибо народ, создавая эпическую личность, наделял ее всей мощью коллективной психики и
ставил против богов или рядом с ними.
В мифе и эпосе, как и в языке, главном деятеле эпохи, определенно сказывается коллективное
творчество всего народа, а не личное мышление одного человека. "Язык, -- говорит Ф. Буслаев1, -- был
существенной составной частью той нераздельной деятельности, в которой каждое лицо хотя и принимает
живое участие, но не выступает еще из сплоченной массы целого народа".
Что образование и построение языка -- процесс коллективный, это неопровержимо установлено и
лингвистикой и историей культуры. Только гигантской силой коллектива возможно объяснить
непревзойденную и по сей день, глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии
идеи с формой. Гармония эта, в свою очередь, вызвана к жизни целостностью коллективного мышления, в
процессе коего внешняя форма была существенной частью эпической мысли, слово всегда являлось
символом, т. е. речение возбуждало в фантазии народа ряд живых образов и представлений, в которые он
облекал свои понятия. Примером первобытного сочетания впечатлений является крылатый образ ветра:
невидимое движение воздуха олицетворено видимою быстротой полета птицы; далее легко было сказать:
"Реют стрели яко птицы". Ветер у славян Стри, бог ветра -- Стри-бог, от этого корня стрела, стрежень
(главное и наиболее быстрое течение реки) и все слова, означающие движение: встреча, струг, сринуть,
рыскать и т. д. Только при условии сплошного мышления всего народа возможно создать столь широкие
обобщения, гениальные символы, каковы Прометей, Сатана, Геракл, Святогор, Илья, Микула и сотни
других гигантских обобщений жизненного опыта народа. Мощь коллективного творчества всего ярче
доказывается тем, что на протяжении сотен веков индивидуальное творчество не создало ничего равного
"Илиаде" или "Калевале" 2, и что индивидуальный гений не дал ни одного обобщения, в корне коего не
лежало бы народное творчество, ни одного мирового типа, который не существовал бы ранее в народных
сказках и легендах.
Мы еще не имеем достаточного количества данных для суждения о творческой работе коллектива
-- о технике создания героя, но, мне кажется, объединяя наши знания по вопросу, дополняя их догадками,
мы уже можем приблизительно очертить этот процесс.
Возьмем род в его непрерывной борьбе за жизнь. Небольшая группа людей, окруженная отовсюду
непонятными и часто враждебными явлениями природы, живет тесно, в постоянном общении друг с
другом; внутренняя жизнь каждого ее члена открыта наблюдениям всех, его ощущения, мысли, догадки
становятся достоянием всей группы. Каждый член группы инстинктивно стремился высказаться о себе до
конца -- это внушалось ему ощущением ничтожества своих сил перед лицом грозных сил зверя и леса,
моря и неба, ночи и солнца, это вызывалось и видениями во сне, и странною жизнью дневных и ночных
теней. Таким образом, личный опыт немедленно вливался в запас коллективного, весь коллективный опыт
становился достоянием каждого члена группы.
Единица представляла собой воплощение части физических сил группы и всех ее знаний -- всей
психической энергии. Единица -- исчезает, убитая зверем" молнией, задавленная упавшим деревом,
камнем, поглощенная чарусой болота или волной реки, -- все эти случаи воспринимаются группой как
проявление разных сил, которые враждебно подстерегают человека на всех его путях. Это вызывает в
Стр.1