Шалиткин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 01.03.2010 г. Аннотация. <...> Целью данной статьи является описания шаблона проектирования, который можно будет использовать для создания легко расширяемого, модульного графического редактора в объектно-ориентированных средах. <...> ВВЕДЕНИЕ Компьютерная графика используется повсеместно в различного рода системах, начиная от простых редакторов графики и заканчивая средами разработки и, хотя, уже реализованных приложений довольно много, эта область продолжает бурно развиваться. <...> Каждый раз при разработке такого приложения приходится разрабатывать архитектуру, применять различные приемы для достижения хорошего уровня расширяемости, упрощения поддержки. <...> Применение шаблонов проектирование может облегчить эту задачу. <...> Шаблон проектирования, Паттерн (англ. design pattern) — это многократно применяемая архитектурная конструкция, предоставляющая решение общей проблемы проектирования в рамках конкретного контекста и описывающая значимость этого решения. <...> Паттерн не является законченным образцом проекта, который может быть прямо преобразован в код [1]. <...> Описать шаблон означает описать предметную область, то есть ситуацию, проблему, соответствующие термины и рекомендации по созданию решения. <...> Рекомендации включают в себя UML диаграммы и комментарии по реализации. <...> ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ С позиции шаблонного проектирования графический редактор рассматривается в дан© Шалиткин А. В., 2010 ной статье впервые, и, учитывая возможность применения шаблона во многих ситуациях, функционал описан в общем виде. <...> Независимо от приложения, будь это расширение текстового редактора, встроенный редактор UML или комплекс для трехмерного моделирования, графический редактор должен иметь следующие элементы: • Модель данных. <...> Кроме того, должна существовать возможность отображать модель в нескольких режимах или на нескольких экранах одновременно и обновлять <...>