СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДК 004.928 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ АНИМАЦИЕЙ ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ ПЕРСОНАЖА ДЛЯ ПАКЕТА AUTODESK MAYA И. Е. <...> Воронина, А. М. Богатырев Воронежский государственный университет Рассматриваются вопросы автоматизации работы художника-аниматора по созданию универсального скелета двуногого персонажа и комплексных средств управления анимацией. <...> Приложение разработано специально для пакета трехмерной графики Autodesk Maya и является внешним подключаемым модулем. <...> ВВЕДЕНИЕ При создании мультипликационных фильмов, видеороликов и игровой продукции анимацию следует отнести к числу наиболее сложных задач, причем основную трудность вызывает анимация компьютерных персонажей. <...> Этапу анимации предшествует не менее трудоемкий этап создания и настройки средств управления анимацией основных частей модели компьютерного персонажа. <...> Процесс создания и настройки средств управления включает в себя создание модели скелета персонажа, реализацию и настройку инверсной кинематики, задание ограничений на поворот и смещение костей персонажа, удобного и понятного интерфейса управления, разработку комплексной иерархии объектов. <...> На сегодняшний день одним из лидеров по производству пакетов трехмерного моделирования, анимации и визуализации является компания Autodesk. <...> Один из ее программных продуктов, графический пакет Maya [1—3], предоставляет обширный набор инструментов моделирования и анимации. <...> Графический пакет Maya использовался в качестве основного программного продукта при создании многих мультипликационных фильмов, вышедших на широкий экран. <...> ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПАКЕТА AUTODESK MAYA ДЛЯ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ В пакете Maya существует возможность создания интерфейса, способного удовлетво© Воронина И. Е., Богатырев А. М., 2008 134 рить любые требования художников-аниматоров. <...> Для решения подобных задач на студиях по производству мультипликационных <...>