УДК 629.3.02 УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОНСТРУКЦИИ АВТОБУСА ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ 2012 г. Б.Ю. Калмыков, И.Ю. Высоцкий, Н.А. Овчинников Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты South-Russian State University of the Economy and Service, Shahty Предложен способ определения общей энергии удара автобуса при опрокидывании для условий Правил ЕЭК ООН №66, предназначенных для сертификации пассажирских автотранспортных средств категории М3. <...> Предлагаются скорректированные формулы для расчета высоты падения центра тяжести автобуса. <...> Особое внимание следует уделять проектированию и разработке конструкций автобусов, обеспечивающих максимальную безопасность движения. <...> Количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств при перевозке пассажиров автобусами составило 31,4, в целом же на автомобильном транспорте в Российской Федерации этот показатель равен 25,6 [1]. <...> Статистические данные по общему количеству ДТП и по ДТП с участием автобусов за период 2004– 2010 гг. приведены в табл. <...> Из приведенных данных видно, что ДТП с участием автобусов составляет 5,5 – 6 % от общего количества ДТП. <...> Из них по видам ДТП особо выделяется опрокидывание, во время которого происходит снижение объема условного остаточного (жизненного) пространства пассажирского салона. <...> Для снижения этого показателя выдвигаются требования к конструкции автобуса. <...> Например, в США технические требования к школьным автобусам следующие: наличие продублированного тормоза, дополнительного аккумулятора, буксирной штанги, запасного выхода, внешней световой сигнализации (специальный проблесковый маячок, работающий при движении автобуса по школьному маршруту) и маркировки (катафоты), откидного освещаемого знака «STOP» для остановок, трапа для инвалидного кресла, ремней безопасности, системы видеонаблюдения. <...> Конструкция автобуса снабжена дополнительными рамами жесткости – автобус не сомнется даже при сильном ударе, а его остекление типа триплекс <...>