№ 4 ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УДК 519.85:004.421 ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ 2012 г. А.П. Попов Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону Southern Federal University Rostov-on-Don Обсуждаются возможные подходы к проблеме определения трудности тестовых заданий. <...> Описываются методы и процедуры оценки трудности тестовых заданий по данным компьютерного тестирования, используемые в различных моделях тестирования. <...> Ключевые слова: трудность тестовых заданий; новый подход к решению проблемы. <...> В последнее время компьютерное тестирование вне зависимости от конкретной формы обучения рассматривается как эффективное средство объективного определения рейтинга учащихся и оценки качества образовательного процесса в целом. <...> Основой определения рейтинга учащихся, как правило, служит суммарная трудность верно решенных тестовых заданий. <...> В связи с этим возникает проблема корректной оценки трудности тестовых заданий. <...> Однако в любом случае, трудность тестовых заданий должна удовлетворять требованию аддитивности, которое означает, что трудность составного задания складывается из трудностей составляющих его частей 1 2 . <...> В большинстве моделей тестирования трудность тестового задания увязывают с вероятностью его верного решения. <...> Поскольку вероятность решения тестовых заданий сложного задания равна произведению вероятностей решения составляющих его частей p p p 1 2 , то имеется, по сути, единственный способ увязать трудность тестового задания с вероятностью решения, не нарушающий требование аддитивности: p , l 1 n p . <...> Однако в теории IRT (Item Response Theory) для трудности тестовых заданий выбирается иное выражение: ln q p . <...> Идеи IRT реализуются в параметрических моделях тестирования, среди которых наибольшую популярность приобрели модели Раша [1] и Бирнбаума [2]. <...> В модели Раша вероятность решения тестового задания зависит от разности трудности задания и уровня подготовленности <...>