УДК 621.891 + 06 ОПТИМИЗАЦИЯ УПРУГО-ДИССИПАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ И ТЯГОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФРИКЦИОННЫХ МОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ 2011 г. А.Л. Озябкин Ростовский государственный университет путей сообщения Rostov State Transport University Рассмотрены вопросы повышения требований безопасности движения и надёжности элементов механических подсистем железнодорожного подвижного состава методами физико-математического моделирования и физического эксперимента на экспериментальном стенде. <...> Показано, что в отличие от математического моделирования физический эксперимент даёт более адекватные результаты, согласующиеся с результатами эксплуатационных исследований. <...> Приведены результаты оптимизации упруго-диссипативных связей механической подсистемы путевой машины МПТ-Г методами математического и физико-математического моделирования, результаты исследования тяговых характеристик, интенсивности изнашивания гребней колёс, фактической площади касания подсистемы «колесо – рельс» и углов набегания гребня колеса на рельс при изменении ширины рельсовой колеи. <...> Одним из видов специализированного подвижного состава является мотовоз погрузочно-транспортный с грузовым захватом (МПТ-Г). <...> 74 С целью повышения эксплуатационных характеристик и уровня безопасности специализированного подвижного состава, например, мотовоза погрузочнотранспортного (МПТ-Г) на лабораторном испытательном комплексе «подвижной состав – путь» были выполнены комплексные исследования. <...> Испытания выполнялись в диапазоне скоростей движения, соответствующих эксплуатационным режимам машины МПТ-Г на базе и с учётом констант подобия физикоматематического моделирования [1, 2]. <...> На выбранных скоростях измерялись три двойных амплитуды перемещений буксовых узлов h1 и h2 в течение не менее трёх оборотов катка стенда. <...> Используя данные модельных испытаний и масштабный коэффициент геометрических размеров, определяли зависимость амплитуды колебаний МПТ-Г от скорости <...>