НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ УДК 62-251 ТОРСИОННАЯ ГИПОТЕЗА ПОПЕРЕЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ 2011 г. С.А. Кузнецов, Я.А. Лысенко Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты South-Russian State University of the Economy and Service, Shahty Предложена гипотеза формирования поперечных колебаний вертикального вала с неуравновешенным ротором как результата воздействия возникающих при разгоне крутильных, или торсионных, колебаний. <...> Решающее значение отводится торсионным колебаниям как на этапе резонанса, так и при выходе из него в зону самоустановки. <...> Обнаружен эффект повышения жесткости вала при его скручивании. <...> The hypothesis of formation of cross-section fluctuations of a vertical shaft with an unbalanced rotor as result of influence arising at dispersal torsional fluctuations is offered. <...> Crucial importance is taken away to torsional fluctuations both at a resonance stage, and at an exit from it in a self-installation zone. <...> Рассмотрим вращение вертикального вала с неуравновешенным диском. <...> Известно, что при достижении критической частоты вращения наступает резонанс, затем, если обороты продолжают увеличиваться, происходит самоустановка вала. <...> При резонансе амплитуда колебаний вала достигает максимальных значений, а в режиме самоустановки состояние вала можно охарактеризовать как динамически устойчивое с минимальным прогибом [1 – 4]. <...> Для выяснения природы поперечных колебаний вертикального вала и его самоцентрирования будем использовать общепринятую физическую модель, представляющую собой вертикальный вал на двух опорах с неуравновешенным диском посередине. <...> С учетом крутильных колебаний картина колебательного процесса в плане выглядит так (рис. <...> 1): при раскрутке вала на неуравновешенный диск массой m, установленный на валу с эксцентриситетом е, действует центробежная сила инерции F, приложенная к центру масс С, которая заставляет вал прогибаться на величину r и прецессировать. <...> Одновременно, с началом движения, диск сопротивляется вращению с моментом, равным произведению углового ускорения ε на момент инерции J0 диска и отклоняется на угол α от линии <...>