46 Концептуальные подходы к созданию модели специалиста (биолога) В.Г. Артюхов, доктор биологических наук, декан биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета. <...> Вторая половина ХХ века характеризовалась, с одной стороны, гигантским прогрессом во многих областях человеческой деятельности, с другой стороны, мир оказался стоящим перед лицом грандиозных проблем и задач, связанных с загрязнением окружающей среды, голодом, болезнями, нищетой и безработицей в разных странах мира, интенсивным ростом ее населения. <...> Появившаяся в России в конце девяностых годов ХХ века новая образовательная парадигма в корне отличается от традиционных принципов образования с перенесе 47 нием акцентов с примата прагматических знаний на развитие когнитивных форм мышления и приоритета ориентации обучаемого субъекта на его интересы, адекватные современным тенденция развития общества. <...> Но создание модели специалиста требует альтернативных теоретических посылок, взглядов, наработок, обеспечивающих необходимый фундамент, создаваемый на основе куновской конкуренции. <...> Заслуживает внимания в этом свете факт появления таких теоретических работ, как «Концепция непрерывного образования», «Модель гуманитарно-ориентированного специалиста» (Петрушева и др.,1998), «Концепция фундаментализации образования» (Голубева, Суханов, 1996), принципиальные положения о модели специалиста ХХI века (Поносова, 1999; Прокопьев,1999; Путина, 1999). <...> Развитие, как основополагающий элемент образования, способствует превращению человека в духовное существо, его подъему к гегелевской «всеобщности», достижению высокого уровня рефлексии, когда обучаемый понимает Я как субъект образования, глубоко осознает смысл действительности. <...> Субъект (обучаемый) образования – человек, непрерывно расшифровывающий «глубинные смыслы бытия, уровни, формы и функции систем окружающего его мира». <...> Создание понятийно-категориального аппарата <...>