30 Гуманизация и гуманитаризация высшего образования А.С. Кравец, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой систематической философии Воронежского государственного университета. <...> Термины “гуманистический” и “гуманитарный” весьма близки по своему смыслу в обыденном употреблении, и, тем не менее, их все чаще начинают различать в дискуссиях о гуманитаризации образования. <...> Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) – “исторически изменяющаяся система воззрений: признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения” [1]. <...> Таким образом, уже само слово “гуманизм” имеет два значения: широкое и узкое. <...> Широкое значение обозначает систему ценностей, возвышающих человеческую личность, ставящую в основу любого проекта или действия благо и счастье человека, его неотъемлемые и естественные права на достойную жизнь. <...> Узкое значение характеризует культурное движение эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) в Европе (особенно в Италии и Германии). <...> Именно в рамках этого движения и появляется сам термин “гуманизм”, первоначально понимавшийся его представителями как определенный вид интеллектуальных занятий филологического плана, т.е. как изучение риторики, грамматики, поэзии, этики, философии. <...> В центре внимания гуманистов эпохи Возрождения стояло “слово”, мудрое слово, которое они искали прежде всего в античных текстах, а целью их занятий являлось возвышение человеческой личности через познание античной мудрости. <...> Соответственно представителей этих наук стали называть гуманитариями в отличие от гуманистов, т.е. тех людей (безразлично к роду их занятий), которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами. <...> Принципиальное <...>