С.М. Белякова ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АБСТРАКТНОЙ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕРИВАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЯЗЫКА © 2005 О.Т. Косаренко Воронежский государственный педагогический университет В данной статье рассматриваются основные принципы построения абстрактной (теоретической) модели реализаций деривационных возможностей языка и выявляется степень соответствия теоретической модели словарной фиксации. <...> Материалом исследования послужили словообразовательные гнёзда с корнями вид-, гляд-, зир-/зр-, взятые из словарей ССРЯ [3] и СМРЯ [1]. <...> Под словообразовательным гнездом понимаем упорядоченную отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня (в плане содержания и в плане выражения) [3, 39-40]. <...> Для построения модели абстрактного словообразовательного гнезда мы пользуемся графами, предложенными П.А. Соболевой [2]. <...> Предполагается, что словообразовательные гнёзда порождаются многократным применением деривационных возможностей глагола, существительного, прилагательного и наречия к конкретным корням. <...> В рамках нашего материала мы исследуем эти возможности и представляем их в виде исходных графов. <...> На основании анализа материала трех гнезд с корнями вид-, гляд-, зир-/зр- было получено 13 типовых деривационных пар (ГГ, ГС, ГП, ГН; СГ, СС, СП, СН; ПГ, ПС, ПП, ПН; НП), объединенных по тождеству части речи производящего в четыре исходных графа: отглагольный, отсубстантивный, отадъективный и отнаречный (графическое изображение см. на рис. <...> Рассмотрим наполнение узлов четырёх исходных графов, в вершинах которых находятся глагол, существительное, прилагательное, наречие. <...> Абстрактная модель может быть получена путем полного перебора всех возможных окружений корня при ограниченном числе шагов деривации. <...> Для построения модели абстрактного словообразовательного гнезда используем исходные графы деривационных возможностей глагола, существительного, прилагательного и наречия, т. к. считаем, что словообразовательные <...>