ВЕСТНИК ВГУ, Серия “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, 2005, № 1 О МИНИМАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЕ КОММУНИКАЦИИ В АНАЛИЗЕ ДИСКУРСА И ДИДАКТИКЕ В свете (Впечатления о недавно прошедшем научном семинаре) развития коммуникативнодеятельностного и когнитивного подходов к анализу языковой деятельности, сделавших связную речь основным объектом лингвистического описания, особую актуальность приобретает проблема поиска минимальной единицы коммуникации, а также связанные с ней вопросы методологического и дидактического характера. <...> С ростом популярности таких дисциплин, как социолингвистика, лингвистическая прагматика, этнолингвистика и когнитивная наука, точка зрения на процесс коммуникации как неразрывное единство вербальной и невербальной деятельности с контекстом, в котором эта деятельность протекает, находит все больше сторонников. <...> Категориям «предложение» и «высказывание» постепенно приходят на смену категории «дискурс», «речевой акт» и «речевое событие». <...> Между тем, о ясности в вопросе выбора минимальной единицы коммуникации, о четкой дефиниции этой единицы и об однозначном понимании того, какие обязательства такой выбор накладывает на исследователя, например, в отношении методов сбора и анализа эмпирического материала, говорить не приходится. <...> Более того, в ряде работ и выступлений такая «замена терминологии» остается всего лишь способом демонстрации «осведомленности» автора о новомодных веяниях. <...> Задачи внести ясность в то, какие научные позиции стоят за некоторыми терминами, изложить свою позицию на отдельные проблемы анализа дискурса и обсудить вопрос о выходе результатов научных исследований в практику преподавания иностранного языка, поставили перед собой организаторы межвузовского научного семинара «Дискурсивное событие как единица коммуникации и его культурная обусловленность», прошедшего 31 января на факультете РГФ. <...> В работе семинара, приняли участие 35 аспирантов <...>