) Н. П. Писаревский Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 10 июля 2011 г. Вопрос снабжения населения императорского Рима продовольственным хлебом к настоящему времени довольно неплохо изучен в историографии Античности (в частности, его организационные формы, практика раздачи и особенно – снабжение провиантом легионов в провинциях. <...> Получившая свое название от имени богини – покровительницы жатвы, Annona (годовой урожай и запас хлеба, необходимый для снабжения города и его цена) как система организации и производства целенаправленных поставок сложилась к середине V в. до н.э. и в дальнейшем превратилась в важнейший инструмент стабилизации внутриполитической жизни и обеспечения внешнеполитических интересов Рима. <...> Особую остроту вопрос об Annona приобрел в эпоху Поздней Республики. <...> Распространение римского господства сопровождалось открытием новых и переоборудованием старых портов для нужд Annona (начиная с 42 г. н.э.) <...> На всех этапах своего развития Annona в первую очередь зависела от обеспеченности морскими транспортными средствами, обустройства портов, безопасности морских коммуникаций и множества других проблем экономического, политического и социального порядка. <...> Более того, географическое распределение затонувших морских судов вдоль южного побережья Франции у Корсики, Сардинии и близлежащих более мелких островов, их значительная концентрация в данном регионе указали как на интенсивность морской торговли, так и на большие объемы грузов, в том числе и продовольствия, транспортировавшихся в порты Рима и из них. <...> Но самое важное наблюдение, которое было выведено из анализа конструкции затонувших торговых судов императорской эпохи, заключалось в том, что корабли грузоподъемностью до 400 т, по своим размерам не уступавшие фрегатам XVIII в., составляли едва ли не треть торгового флота Римской империи, и что именно такие суда, возможно, были задействованы в доставке продовольственного <...>