Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология  / №1 2007

«АНТИФИЛОСОФСКАЯ» ПОЗИЦИЯ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА. К ИСТОРИИ ПОПЫТОК УПРАЗДНЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМинаков
Страниц3
ID515683
АннотацияДостаточно широко известен факт упразднения преподавания философии в русских университетах в царствование Николая I в 1850 г. Сменивший С. С. Уварова на посту министра народного просвещения князь П. А. Ширинский-Шихматов при этом заявил, что все выводы наук должны основываться «не на умствованиях, а на религиозных истинах». Ему также приписывают афоризм: «польза философии не доказана, а вред от нее возможен»
УДК101.1:316.6(470)»18»
Минаков, А.Ю. «АНТИФИЛОСОФСКАЯ» ПОЗИЦИЯ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА. К ИСТОРИИ ПОПЫТОК УПРАЗДНЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ / А.Ю. Минаков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология .— 2007 .— №1 .— С. 150-152 .— URL: https://rucont.ru/efd/515683 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 101.1:316.6(470)»18» «АНТИФИЛОСОФСКАЯ» ПОЗИЦИЯ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА. <...> К ИСТОРИИ ПОПЫТОК УПРАЗДНЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ1 А.Ю. Минаков Воронежский государственный университет Достаточно широко известен факт упразднения преподавания философии в русских университетах в царствование Николая I в 1850 г. Сменивший С. С. <...> Уварова на посту министра народного просвещения князь П. А. Ширинский-Шихматов при этом заявил, что все выводы наук должны основываться «не на умствованиях, а на религиозных истинах». <...> Ему также приписывают афоризм: «польза философии не доказана, а вред от нее возможен». <...> Либеральная и марксистская историография традиционно изображают их в виде неких инфернальных существ, невежественных интриганов и фанатиков, выступающих против передовых и прогрессивных людей того времени, в поведении их отсутствует какая-либо логика или позитивные моменты, оно объясняется только крайне отрицательными человеческими свойствами, стремлением угодить власть имущим и т. д. <...> Ярким образцом такого изложения может послужить крайне тенденциозное в этом отношении сочинение Г. Г. Шпета «Очерк развития русской философии». <...> Однако мы не можем ныне довольствоваться лишь памфлетным изображением происходящего. <...> Наша задача – попытаться понять логику консерваторов 20-х гг., показать, что, в сущности, они пытались создать свою собственную философскую систему взглядов и противопоставить ее философии, которая попреимуществу развивалась в рамках Просвещенческого проекта. <...> Кровавая эпоха, начавшаяся в 1789 г. и ознаменовавшаяся неслыханным террором, свержением «престолов и алтарей», временно завершилась Венским конгрессом 1815 г. Традиционалистскоконсервативная реакция (это слово мы употребляем в нейтральном ключе, без негативной окраски) была в этой ситуации неизбежной и мощной. <...> 152 первый глобальный антипросвещенческий проект – акт Священного Союза и соответствующая <...>