ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ВЕРХНЕМ ДОНУ В САРМАТСКОЕ ВРЕМЯ (II В. <...> )* А. П. Медведев В статье анализируются три хронологические группы памятников сарматского времени лесостепного Подонья. <...> Их изучение позволило установить глубину проникновения сарматов на север вдоль берегов Танаиса-Дона вплоть до северных районов современной Липецкой области. <...> Прослеживается сложный процесс трансформации сарматской культуры в результате ее адаптации к природным условиям лесостепной зоны и все более усиливающихся контактов с оседлым лесостепным населением. <...> Делается заключение о формировании на Верхнем Дону во II—III вв. нового древнего этноса, представленного в культуре верхнедонских могильников. <...> Одним из древнейших народов нашей страны, имя которого сохранилось в истории, были сарматы. <...> После завоевания Скифии в глазах греков и римлян сарматы стали самым могущественным народом северо-восточной части античной ойкумены. <...> Поэтому не случайно по его имени выделен сарматский период в истории столь обширного региона. <...> Впервые этот факт прямо засвидетельствовал современник их наивысшего могущества римский ученый Плиний Старший, располагавший весьма надежными и аутентичными источниками о современной ему Сарматии. <...> В рассказе о сарматах, занимавших степи от устья Танаиса до мифических Рипейских гор, он оставил интересное замечание — «сами же они разделяются на многие племена» (NH. <...> Тот же Плиний Старший писал: «вокруг Танаиса по направлению к северу живут сарматские племена» (NH. <...> Помпоний Мела обратил внимание на то, что «Сарматия более широкая внутри, чем по морскому берегу» (De chorogr. <...> После Геродота наибольшую глубину проникновения внутрь сарматского хинтерланда демонстрирует «Географическое руководство» Клавдия Птолемея. <...> Но разобраться в его «этнокартах» Европейской и Азиатской Сарматии невозможно без привлечения независимых данных других видов источников. <...> Это в полной мере относится к тем сарматам, которые <...>