Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Горчаков Д. П.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID5154
АннотацияОб авторе (Горчаков Дмитрий Петрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Горчаков Д. П.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5154 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГОРЧАКОВ, Дмитрий Петрович [1(12). <...> Принадлежал к знатному, но обедневшему роду князей -- Рюриковичей (Черниговская ветвь). <...> Однако в 1782 г., при неясных обстоятельствах, в скромном чине секунд-майора вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем тульском имении. <...> К этому времени относятся и его первые литературные опыты. <...> В 1790 г. в качестве волонтера Г. принял участие в штурме крепости Измаил, где получил в руку тяжелую рану, которая давала о себе знать до конца его жизни. <...> В царствование Александра I Г. занимал должности Псковского (1807) и Таврического (1807--1810) губернского прокурора, правителя дел в молдавской армии при главнокомандующем М. И. Кутузове (1811--1812). <...> С 1813 г. получил назначение вице-губернатором в Кострому, но в 1816 г. снова вышел в отставку и переехал в Москву, где жил до самой смерти. <...> Широкую популярность принесли Г. издание и постановка в московском театре его комических опер "Калиф на час" (М., 1786), "Счастливая тоня" (М., 1786) и "Баба-Яга" (Калуга, 1788). <...> В этих произведениях отчетливо воспроизводятся, пародируются черты русской действительности, обличается взяточничество, казнокрадство. <...> За сказочными, фольклорными сюжетами, "восточным" колоритом ясно просматриваются национальные, местные черты быта, обычаев, психологии. <...> Так, в опере на известный сказочный сюжет, взятый из арабских сказок про знаменитого калифа Гарун аль-Рашида (786--809), сапожник Абдалла обличает взяточничество Кади. <...> Здесь многое близко русскому читателю и зрителю того времени: "А истины в суде / Найти нельзя нигде". <...> Сказка лежит и в основе сюжета "Счастливой тони": к наделенному чудодейственной силой рыбаку Миловзору, желая узнать свою судьбу, приходят различные персонажи (судья, старуха, петиметр и др.) <...> Постепенно сатира все больше как бы подчиняет себе сказку. <...> В "Бабе-Яге" снова действует совсем не сказочный, а реальный персонаж -- подьячий Взяткин. <...> При этом драматург не верит в скорое <...>
Горчаков_Д._П._Биобиблиографическая_справка.pdf
ГОРЧАКОВ, Дмитрий Петрович [1(12).I.1758, Костромская губ.--29.XI(11.XII).1824, Москва] -поэт-сатирик, драматург. Принадлежал к знатному, но обедневшему роду князей -- Рюриковичей (Черниговская ветвь). Единственный сын кн. П. И. Горчакова. Получил хорошее домашнее образование, в 1768 г. был записан на военную службу. Г. участвовал в походах русских войск в Валахию и в Крым. Однако в 1782 г., при неясных обстоятельствах, в скромном чине секунд-майора вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем тульском имении. К этому времени относятся и его первые литературные опыты. В 1790 г. в качестве волонтера Г. принял участие в штурме крепости Измаил, где получил в руку тяжелую рану, которая давала о себе знать до конца его жизни. В донесении о сражении А. В. Суворов назвал Г. одним из тех храбрецов, кто "подавал пример подчиненным". В царствование Александра I Г. занимал должности Псковского (1807) и Таврического (1807--1810) губернского прокурора, правителя дел в молдавской армии при главнокомандующем М. И. Кутузове (1811--1812). С 1813 г. получил назначение вице-губернатором в Кострому, но в 1816 г. снова вышел в отставку и переехал в Москву, где жил до самой смерти. Похоронен в Даниловом монастыре. Широкую популярность принесли Г. издание и постановка в московском театре его комических опер "Калиф на час" (М., 1786), "Счастливая тоня" (М., 1786) и "Баба-Яга" (Калуга, 1788). В этих произведениях отчетливо воспроизводятся, пародируются черты русской действительности, обличается взяточничество, казнокрадство. За сказочными, фольклорными сюжетами, "восточным" колоритом ясно просматриваются национальные, местные черты быта, обычаев, психологии. Так, в опере на известный сказочный сюжет, взятый из арабских сказок про знаменитого калифа Гарун аль-Рашида (786--809), сапожник Абдалла обличает взяточничество Кади. Здесь многое близко русскому читателю и зрителю того времени: "А истины в суде / Найти нельзя нигде". Сказка лежит и в основе сюжета "Счастливой тони": к наделенному чудодейственной силой рыбаку Миловзору, желая узнать свою судьбу, приходят различные персонажи (судья, старуха, петиметр и др.). Судья при этом, напр., поет: "Я многих облупил / И денег накопил, / Судьею бывши крал, / С живых и мертвых драл / И всячиною брал". Постепенно сатира все больше как бы подчиняет себе сказку. В "Бабе-Яге" снова действует совсем не сказочный, а реальный персонаж -- подьячий Взяткин. При этом драматург не верит в скорое исправление зла. Сказка в комических операх воспринимается только как стилистический ключ, а поэтому и не противоречит ни сатире, ни введению персонажей из современности. Значительное воздействие на Г. оказали творчество Г. Р. Державина и дружба с Н. П. Николевым. Под влиянием тираноборческой трагедии Николева "Сорена и Замир" Г. в конце 80 гг. создал свою гражданственную трагедию об Америке -- произведение, которое, по свидетельству Д. И. Хвостова, было написано, но не "выдано в свет". В 1796 г. вышла его "российская повесть" "Пламир и Раида". Неопубликованная комедия в стихах "Беспечный" была исполнена в Петербурге в 1799 г. В журнале "Друг просвещения" за 1804--1806 гг. печатались отдельные стихотворения сатирика. С 1807 г. (10.IV) Г. стал членом Российской Академии наук, а в 1811 г. был избран членом "Беседы любителей русского слова". К началу XIX в. Г. приобрел известность как один из крупнейших поэтов-сатириков. В рукописном виде широко распространялись его сатирические послания, беседы, притчи, которые вместе с анонимными сатирическими произведениями, сатирами Д. И. Фонвизина, С. Н. Марина и др. заполняли тетради, рукописные Книги современников. Поэт пристально наблюдал за идейной жизнью России и Франции, увлекался Вольтером и Гельвецием. В произведениях Г. также воплотился дух века Просвещения. Религиозное свободомыслие в традициях французских просветителей отразилось в его "Письме к Г. И. Шилову" ("Ахти, любезный мой Шипов..." (1783). Алчность и грабительство губернаторов, беззакония судей, угнетение крестьян помещиками, несправедливости, чинимые царскими фаворитами,-- все это находит отражение в его сатире "Послание к князю С. Н. Долгорукову". Злободневность острых произведений Г. обеспечивала их успех у читателей, а ему самому славу "российского Ювенала". "Злоязычный" А. Ф. Воейков своем "Парнасском адрес-календаре" назвал Г. "действительным поэтом", "экзекутором при наказании сатирическим бичом разврата, ябеды и "Грабительства". "Люблю твой колкий стих",-- писал Т. юный Пушкин в стихотворении "Городок". Г. присутствовал на публичном экзамене в Царскосельском лицее 8 января 1815 г., на котором поэт читал свои "Воспоминания в Царском Селе". Когда в 1828 г. возникло дело о "Гавриилиаде", угрожавшее Пушкину, поэт сделал попытку приписать ее авторство покойному к тому времени Г., опираясь на его репутацию сатирика и вольнодумца. Именно сатира, по мнению писателей-просветителей, могла улучшить жизнь общества, помочь Искоренению "зла". Как и все просветители, Г. отрицательно относился к завоевательной политике. В сатире "Русский у подошвы Чатырдага" (1807) он критиковал политику Александра I и руководящих правительственных кругов, бездарность военного командования. Выступая в своих сатирах против паразитизма дворянства, призывая его к служению родине, Г. считал достойной дворянина не только
Стр.1