ГОРЧАКОВ, Дмитрий Петрович [1(12).I.1758, Костромская губ.--29.XI(11.XII).1824, Москва] -поэт-сатирик,
драматург. Принадлежал к знатному, но обедневшему роду князей -- Рюриковичей
(Черниговская ветвь). Единственный сын кн. П. И. Горчакова. Получил хорошее домашнее образование,
в 1768 г. был записан на военную службу. Г. участвовал в походах русских войск в Валахию и в Крым.
Однако в 1782 г., при неясных обстоятельствах, в скромном чине секунд-майора вышел в отставку и
занялся сельским хозяйством в своем тульском имении. К этому времени относятся и его первые
литературные опыты. В 1790 г. в качестве волонтера Г. принял участие в штурме крепости Измаил, где
получил в руку тяжелую рану, которая давала о себе знать до конца его жизни. В донесении о сражении
А. В. Суворов назвал Г. одним из тех храбрецов, кто "подавал пример подчиненным". В царствование
Александра I Г. занимал должности Псковского (1807) и Таврического (1807--1810) губернского
прокурора, правителя дел в молдавской армии при главнокомандующем М. И. Кутузове (1811--1812). С
1813 г. получил назначение вице-губернатором в Кострому, но в 1816 г. снова вышел в отставку и
переехал в Москву, где жил до самой смерти. Похоронен в Даниловом монастыре.
Широкую популярность принесли Г. издание и постановка в московском театре его комических
опер "Калиф на час" (М., 1786), "Счастливая тоня" (М., 1786) и "Баба-Яга" (Калуга, 1788). В этих
произведениях отчетливо воспроизводятся, пародируются черты русской действительности, обличается
взяточничество, казнокрадство. За сказочными, фольклорными сюжетами, "восточным" колоритом ясно
просматриваются национальные, местные черты быта, обычаев, психологии. Так, в опере на известный
сказочный сюжет, взятый из арабских сказок про знаменитого калифа Гарун аль-Рашида (786--809),
сапожник Абдалла обличает взяточничество Кади. Здесь многое близко русскому читателю и зрителю
того времени: "А истины в суде / Найти нельзя нигде". Сказка лежит и в основе сюжета "Счастливой
тони": к наделенному чудодейственной силой рыбаку Миловзору, желая узнать свою судьбу, приходят
различные персонажи (судья, старуха, петиметр и др.). Судья при этом, напр., поет: "Я многих облупил /
И денег накопил, / Судьею бывши крал, / С живых и мертвых драл / И всячиною брал". Постепенно
сатира все больше как бы подчиняет себе сказку. В "Бабе-Яге" снова действует совсем не сказочный, а
реальный персонаж -- подьячий Взяткин. При этом драматург не верит в скорое исправление зла. Сказка
в комических операх воспринимается только как стилистический ключ, а поэтому и не противоречит ни
сатире, ни введению персонажей из современности.
Значительное воздействие на Г. оказали творчество Г. Р. Державина и дружба с Н. П. Николевым.
Под влиянием тираноборческой трагедии Николева "Сорена и Замир" Г. в конце 80 гг. создал свою
гражданственную трагедию об Америке -- произведение, которое, по свидетельству Д. И. Хвостова, было
написано, но не "выдано в свет". В 1796 г. вышла его "российская повесть" "Пламир и Раида".
Неопубликованная комедия в стихах "Беспечный" была исполнена в Петербурге в 1799 г. В журнале
"Друг просвещения" за 1804--1806 гг. печатались отдельные стихотворения сатирика. С 1807 г. (10.IV) Г.
стал членом Российской Академии наук, а в 1811 г. был избран членом "Беседы любителей русского
слова".
К началу XIX в. Г. приобрел известность как один из крупнейших поэтов-сатириков. В
рукописном виде широко распространялись его сатирические послания, беседы, притчи, которые вместе
с анонимными сатирическими произведениями, сатирами Д. И. Фонвизина, С. Н. Марина и др. заполняли
тетради, рукописные Книги современников. Поэт пристально наблюдал за идейной жизнью России и
Франции, увлекался Вольтером и Гельвецием. В произведениях Г. также воплотился дух века
Просвещения. Религиозное свободомыслие в традициях французских просветителей отразилось в его
"Письме к Г. И. Шилову" ("Ахти, любезный мой Шипов..." (1783). Алчность и грабительство
губернаторов, беззакония судей, угнетение крестьян помещиками, несправедливости, чинимые царскими
фаворитами,-- все это находит отражение в его сатире "Послание к князю С. Н. Долгорукову".
Злободневность острых произведений Г. обеспечивала их успех у читателей, а ему самому славу
"российского Ювенала". "Злоязычный" А. Ф. Воейков своем "Парнасском адрес-календаре" назвал Г.
"действительным поэтом", "экзекутором при наказании сатирическим бичом разврата, ябеды и
"Грабительства". "Люблю твой колкий стих",-- писал Т. юный Пушкин в стихотворении "Городок". Г.
присутствовал на публичном экзамене в Царскосельском лицее 8 января 1815 г., на котором поэт читал
свои "Воспоминания в Царском Селе". Когда в 1828 г. возникло дело о "Гавриилиаде", угрожавшее
Пушкину, поэт сделал попытку приписать ее авторство покойному к тому времени Г., опираясь на его
репутацию сатирика и вольнодумца.
Именно сатира, по мнению писателей-просветителей, могла улучшить жизнь общества, помочь
Искоренению "зла". Как и все просветители, Г. отрицательно относился к завоевательной политике. В
сатире "Русский у подошвы Чатырдага" (1807) он критиковал политику Александра I и руководящих
правительственных кругов, бездарность военного командования. Выступая в своих сатирах против
паразитизма дворянства, призывая его к служению родине, Г. считал достойной дворянина не только
Стр.1