Образование: что это было Г.Ю.Любарский К огда разговаривают об образовании, обмениваются мнениями, критикуют, спорят и принимаются за реформы — можно увидеть множество мнений о том, что такое образование вообще и хорошее образование в частности. <...> Хотя это — очевидность, взгляд вполне обычный и тривиальный. <...> Образование — это совокупность однотипных (одинаковых у разных людей) знаний, имеющихся у человека, а также процесс получения этих знаний. <...> Скажем, если человек разбирается в музыке и говорит достаточно сложные и продвинутые вещи, если это человек образованный, я ожидаю, что он читал такой-то пласт художественной литературы — весь пласт. <...> Из знания чего-то о музыке я могу заключить о множестве фактов знакомства с литературой, наукой и т. п. <...> Этот человек на определенном уровне представляет себе тенденции (европейской) архитектуры, он знает многие течения в живописи, разбирается в элементарных основах естественных наук и т. п. <...> Не может быть образованного физика, который не слышал о Шекспире, не может быть образованного филолога, который совсем не представляет себе 28 оптической теории Ньютона. <...> Не может быть образованного человека, который не знал бы общий смысл теории Дарвина или самых элементарных сведений о физиологии, или о валентности, или о генетике, или. <...> Вот эта однотипная связность знаний и представлений и называется «образованием». <...> Детальные и полные знания в какой-то одной области, не сопровождающиеся представлением об иных областях, — не являются составной частью «образования», это знания сколь угодно детальные, специальные, продвинутые, но образованным человек с этими знаниями не является. <...> Благодаря образованию — и это важнейшая его черта — можно предсказать, что знает образованный человек. <...> Т акое понимание образования было раньше, теперь его практически нет. <...> Образование возникло в элитарном обществе, это механизм воспроизводства элит. <...> Потом оно стало работать в массовом обществе <...>