МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УДК 37.018.2:574(072) АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ) С. В. Веретенникова Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Россия В статье рассматривается один из подходов экологического воспитания школьников – антропологический, который заключается в гуманитаризации учебных курсов по биологии через расширение культурной составляющей. <...> Особо обращается внимание на формирование у старшеклассников таких качеств как стыд, совесть и ответственность, необходимых при решении экологических проблем. <...> Педагог-практик приводит несколько путей реализации антропологического подхода и рассматривает некоторые методы исследования его эффективности. <...> Главное действующее лицо – учитель биологии и экологии. <...> Построение экологического воспитания на антропологических основаниях означает его гуманитаризацию через расширение культурной составляющей [1]. <...> Человековедческая направленность экологического воспитания задается, в конечном счете, личностью педагога, его общей и профессиональной культурой. <...> Н.Н. Моисеев утверждает, что «сегодня от учителя в первую очередь. зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете. <...> Сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании, а о «хорошо забытом» понимании целостного человека и его месте и цели на планете Земля. <...> Антропогенная основа экологических проблем показывает, что окружающий мир меняется в соответствии с внутренним миром челове© Веретенникова С.В., 2008 ВЕСТНИК ВГУ, СЕРИЯ: ГЕОГРАФИЯ. <...> А потому преобразование природы связано с преобразованием души человека. <...> И главным действующим лицом в этом преобразовании природы и человека является учитель биологии и экологии, который в ходе своей профессиональной деятельности способствует осмыслению научных достижений и включению их в мировоззренческую <...>