Федотов Воронежский государственный университет В статье обобщен опыт автора при проведении семинарских занятий на факультете географии и геоэкологии Воронежского государственного университета. <...> Университетский семинар – широко известная форма вузовских аудиторных занятий. <...> Он, как правило, всегда следует за прочитанным накануне блоком лекционных тем. <...> Семинар на заранее определенную программой вузовской дисциплины тему предполагает активное участие в нем студентов. <...> Руководителю семинара отводится в таком случае роль дирижера, который с помощью дополнительных вопросов, промежуточных комментариев и обобщений вовлекает в обсуждение вынесенной на семинар темы все новых и новых студентов. <...> Но такая обстановка складывается далеко не на каждом занятии, а у многих педагогов она вовсе встречается крайне редко. <...> Наш 42-летний педагогический опыт работы в вузе позволяет с большой долей уверенности говорить о том, что пассивность студентов на семинарских занятиях во многом объясняется их полной неосведомленностью о самой сути университетского семинара. <...> В.А. Садовничий с соавторами, размышляя о возможных преимуществах параллельного образования, предлагают разделять лекционные группы на студентов, преуспевающих в учебе и студентов середняков. <...> Аналогичный подход они фактически готовы реализовать и на семинарских занятиях. <...> По этому поводу они пишут: «Семинарские занятия можно было бы проводить по «минимальной схеме», а заинтересованные в более глубоком изучении данной дисциплины студенты могли бы получать дополнительные консультации по вопросам не вошедшим в минимальную программу» [2, с. <...> Не возражая против возможного параллельного © Федотов В.И., 2007 ВЕСТНИК ВГУ, СЕРИЯ: ГЕОГРАФИЯ. <...> ГЕОЭКОЛОГИЯ, 2007, ¹ 2 111 изучения лекционного материала университетского курса, мы хотели бы обратить внимание на не преодолимые прежде всего организационно-технические препятствия на пути реализации подобной <...>