Библиотека нового воспитания и образования и защиты детей
Под редакцией И. Горбунова-Посадова
Выпуск XLVI
И. Горбунов-Посадов
СОСТРАДАНИЕ К ЖИВОТНЫМ
И
Воспитание наших детей
Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Л. Пименовская ул., соб. Д.
МОСКВА - 1910Сострадание к животным и воспитание наших детей.
I.
Каждый из нас составляет только одну частичку того великого, таинственного, вечного,
бесконечного целого, которое мы называем Жизнью. Кроме нас самих, жизнь проявляется в миллионах
окружающих нас живых существ. Каждое из этих существ, каждое из малейших из них, имеет все,
совершенно равные с другими созданиями, права на свет, воздух, пищу, на свет любви и тепло дружбы, на
общее внимание и участие, на все, для чего дано ему бытие.
Чем глубже сознание у человека, чем человечнее его сердце, тем сильнее чувствует он братское
единство своей жизни со всем этим миром жизней, тем полнее признает человек права всякого живого
существа и тем более их уважает, тем с большей чуткостью относится он к жизни каждого из существ, тем
больше стремится он содействовать счастью каждого и избегать, насколько только возможно, всего, что
может причинить какому бы то ни было живому созданию несчастье или страдание.
Это чувство глубокой братской связи со всем миром жизней, это чувство справедливости и
симпатии ко всякой жизни и уважения к ее правам есть одно из высших чувств человека. Без него человек
-- только получеловек. Рождающиеся из этого чувства внимание, симпатия и сострадание, уважение ко
всем живым существам и называют "человечностью", то есть таким свойством, которое должно выражать
самую основу, самую истинную природу человеческой души.
Одной из главных задач всех великих пророков человечества, всех "человечнейших" мыслителей и
поэтов было будить своею проповедью это чувство в тех, которые еще не сознали его, расширять его в
тех, в которых оно еще слишком узко, и обличать и бороться против всего, что стремится подавить или
исказить это чувство в человечестве. Все такие пророки, мыслители и художники старались и стараются
воздействовать на человека в том смысле, чтобы научить его, помочь ему, заставить его переноситься
душою в центр жизни других существ, заставить его жить жизнью не своею одной, а жизнью всего
окружающего его живого мира, перестрадывать его страдания и радоваться его радостям, бороться и
трудиться ради общего блага, забывая в этом широком чувстве и на этом общем пути свои личные
желания, ставя выше всех других своих стремлений общее счастье, служение общему началу жизни.
Видя, что большинство страданий в мире происходят не столько от стихийных бедствий, сколько
от тех существ, которые заставляют страдать других от своей нравственной и умственной нечуткости, от
своего рода душевной слепоты, мешающей им видеть и чувствовать единство свое со всем живым миром,
препятствующей их сердцу биться одним пульсом с жизнью окружающих их существ,-- видя это,
проповедники человечности направляли и направляют все силы своей любви, своего разума, гения на то,
чтобы пробудить спящие в душах семена общей симпатии, чтобы снять катаракты с душевных глаз, чтобы
сломить душевные перегородки и соединить воедино замкнутые и оторванные друг от друга темнотой,
слепотой, предубеждениями, страстями живые ключи жизней.
Большинство апостолов человечности, в своем стремлении вызвать в людской душе
всеобъемлющую симпатию и чувство всеобщей справедливости, не ограничивало ее одним кругом
Стр.1