ГОРБУНОВ, Иван Федорович [10(22).IX.1831. с. Ивантеево Московской губ.-- 24.XII.1895
(5.I.1896), Петербург] -- прозаик, драматург и актер. Сын вольноотпущенного из дворовых. Учился у
сельского священника, затем в Набилковском училище и во 2-й и 3-й Московских гимназиях. Давал
уроки в небогатых купеческих домах, одновременно занимаясь рисованием в Московском училище
живописи и ваяния и посещая лекции в университете. В декабре 1849 г. через преподавателя училища,
поэта Н. В. Берга познакомился с А. Н. Островским. В конце 1853 г. Г. рассказал ему и А. А. Григорьеву
три первые свои "сцены": "У пушки",
"У квартального надзирателя", "Мастеровой" (опубл. в 1857 г. в "Общезанимательном вестнике").
Рассказ был повторен всему кружку драматурга -- членам т. н. "молодой редакции" "Москвитянина",
попытавшимся привлечь Г. к участию в журнале. Для этого издания была написана "сцена" "Просто
случай", появившаяся впоследствии в "Отечественных записках" 1855 г. (первая публикация Г.). Осенью
1853 г. Г. познакомился с П. М. Садовским, а в 1854 г. в его бенефис успешно дебютировал в
Московском Малом театре в пьесе М. Н. Владыкина. Начав писательскую и артистическую карьеру "с
благословления" двух великих деятелей русского театра -- Островского и Садовского, Г. много лет
поддерживал с ними близкие отношения. В 1855 г. по их настоянию переезжает в Петербург, где с
помощью А. Ф. Писемского и Д. В. Григоровича быстро входит в литературные круги (в письме
Островскому от 1 апреля: "В какой дом ни придешь, уже ты зарекомендован там таким талантом, что
святых выноси".-- Соч.-- Т. III.-- С. 517). К лету 1855 г. его известность распространяется и на высшие
официальные сферы, однако устроиться на постоянную службу в театр долго не удавалось. 16 ноября
состоялся дебют Г. в Александрийском театре. В 1856 г. он был официально определен в труппу. Здесь Г.
прослужил до конца жизни, сыграв более 50 ролей. В марте 1856 г. состоялся также первый авторский
литературный вечер Г., давший значительный сбор. В 1861 г. вышла книга Г. "Сцены из народного
быта" (Спб.), включившая 8 рассказов. До конца 70 гг. она выдержала 6 переизданий, число рассказов
увеличилось до 23. В 1862 г. Г. впервые -- вместе с Островским -- побывал за границей. Посетил в
Лондоне А. И. Герцена и получил в подарок его фотографию с надписью "alter ego" (Шереметьев П.-- С.
123--124). В мае июне 1865 г. Г, путешествует по Волге вместе с Островским, причем участвует в
Саратове в постановке "Грозы" -- в роли Кудряша (Летопись жизни и творчества А. Н. Островского. М.,
1953.-- С. 140). До нач. 80 гг. Г. многократно путешествовал по России, выступая с концертами, и
приобрел исключительно широкую известность, о чем свидетельствовало, в частности, появление ряда
подделок под "Сцены из народного быта" с именем Г. на обложке; выезжал и за границу. В 1883 г. в его
дневнике появляются первые упоминания о болезни. Последние полтора десятилетия деятельности Г.
отмечены усиленным интересом к отечественной истории. Он становится активным членом Общества
любителей древней письменности, сближается с историками бр. Барсуковыми и редактором "Русской
старины" М. И. Семевским, начинает писать мемуары, публикует рассказы об историческом прошлом
("Старый дом" и др.), очерки о быте и типах дореформенной Москвы ("Из московского захолустья",
"Белая зала", "Петр Петрович"), создает ряд стилизаций официальных и бытовых жанров письменности
XVII в. (письма, челобитные, указы, грамоты, донесения) и т. п. В эти же годы в творчестве Г. появляется
особый персонаж -- генерал Дитятин, воплощение духа николаевской эпохи, претендующей в его лице на
право судить и поучать людей нового времени, своеобразная словесная маска автора, используемая для
пародийных реплик и целых речей по поводу политических событий и официальных торжеств (имя и
отчасти социальная роль подсказаны романом В. В. Крестовского "Петербургские трущобы").
Преобладающая часть опубликованных произведений появилась в газете "Новое время". Печатался
также в журналах "Осколки", "Русский архив" и др. 28 декабря 1895 г. в некрологе, написанном Т. И.
Филипповым, было сказано, что Г. "по праву принадлежит имя народного русского художника" (Соч. /
Под ред. А. Ф. Кони.-- Т. I.-- С. 119), мнение, которое полностью поддержал Кони в первом и -- по сию
пору -- наиболее полном и точном по фактам критико-биографическом очерке о Г.
Своеобразие творчества Г.-писателя определено его исключительной чуткостью к живому
русскому слову, к особенностям разных речевых манер и стилей, редким умением воссоздать социально
и национально характерный облик говорящего, для чего иногда достаточно было одной его реплики.
Дару Г. долгое время вполне соответствовал жанр короткого рассказа-сценки. Как правило, это почти
сплошной диалог, связанный с типичной бытовой ситуацией ("На почтовой станции") или, наоборот,
вызванный необычным происшествием ("Громом убило", "Воздухоплаватель"). В центре изображения у
Г.-- парадоксальная смена настроений и реакций толпы. Такой угол зрения был непривычным (А. Ф.
Кони доказывал его правомерность ссылками на новейшую социальную психологию). Сосредоточение
внимания на отдельных персонажах вело у Г. к превращению рассказа-диалога в пьесу (ср.: "У
квартального надзирателя" и "Просто случай"). Менее характерна форма драматического монолога
("Спрятался месяц за тучи"). Несмотря на обилие "драматических этюдов" (есть даже пьеса в трех
картинах "Самодур"), драматургия осталась для Г. делом второстепенным. Скорее всего он хорошо
Стр.1