Шелаева Санкт-Петербургский государственный университет Поступила в редакцию 15 января 2014 г. Аннотация: cтатья посвящена традициям русской классической литературы в творчестве М. А. Булгакова. <...> Автор сравнивает «Дьяволиаду» Булгакова с романом Лескова «Чертовы куклы» и выявляет влияние повествовательных приемов прозы Лескова на творчество Булгакова. <...> В. Я. Лакшин, который неизмеримо много сделал для возвращения произведений М. А. Булгакова из забвения, обнаружил в творчестве писателя близкое влияние литературы начала ХХ века: Андрея Белого, Алексея Ремизова, символистской прозы и романтического модерна, в частности он отметил переклички Белой гвардии с романом Огнем и мечом Генриха Сенкевича [1, 23]. <...> Б. В. Соколов назвал Тема Традиции русской классической литературы десятки имен авторов ХХ века, произведения которых Булгаков использует в разных целях. <...> Черпая материал у предшественников, Булгаков наделяет своих героев чертами характера и внешностью известных литературных персонажей, воскрешает мотивы отдельных произведений, описывает бытовую сторону жизни эмигрантской среды и советскую действительность. <...> Однако обратим внимание на выводы Лакшина, который считал, что влияние ХХ века «с лихвой перекрывается мощным © Шелаева А. А., 2015 излучением традиции», воспринятой Булгаковым от русского ХIХ века: Пушкина с его Капитанской дочкой, Гоголя с украинскими повестями, Достоевского с его Бесами и Братьями Карамазовыми, чеховских пьес и Толстого [1, 23]. <...> Максимилиан Волошин, современник Булгакова, к тому же усматривал в нем тип писателя ХIХ века: он утверждал, что дебют Булгакова (роман Белая гвардия), сразу давший писателю литературное имя, можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского [1, 24]. <...> В известном письме Правительству СССР от 28 марта 1930 года он, отмечая черты своего творчества, выступающие в его сатирических повестях, называл своим учителем также и М. <...> Большинство исследователей <...>