Кривцова T Воронежский государственный педагогический университет Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 29 октября 2014 г. Аннотация: В работе рассматриваются взгляды И. Н. Крамского на условия развития русского изобразительного искусства. <...> Автор анализирует статьи и письма И. Н. Крамского, обращает особое внимание на предложение Крамского открыть специализированные художественные школы в российской провинции. <...> Ключевые слова: Ключевые слова: Крамской И. Н., изобразительное искусство, Академия художеств, художественная школа, провинция. <...> Kramskoy views on the Russian art development conditions. <...> Kramskoy articles and letters, and pays a particular attention to his proposal of opening specialized art schools in the Russian provinces. <...> Иван Николаевич Крамской (1837–1887) вошел в русскую культуру не только как художник, но и как общественный деятель, публицист, художественный критик. <...> Взгляды, изложенные в статьях «К школе рисования» [1], «Записка по поводу пересмотра Устава Академии художеств» [2], «С.-Петербургская Академия Художеств в 1867 году» [3] были известны, несомненно, художественной общественности Петербурга. <...> Они являются откликом на работу по пересмотру Устава Академии художеств в 1860-х годах. <...> Ее инициировал Г. Г. Гагарин, вице-президент Академии художеств, и продолжила специальная комиссия под председательством Г. С. Строганова, созданная в 1867 году. <...> Возможно, Крамской изложил свое мнение и отношение к Уставу Академии художеств по просьбе Гагарина или Строганова. <...> Наряду с замечаниями о роли искусства в общественной жизни, в этих статьях Крамской обратил особое внимание на организационные условия развития изобразительного искусства в России. <...> Он писал: «Прежде всего, для поправления дела, по нашему мнению, надобно начать со специальных школ рисования в провинциях людных и в тоже время наиболее удаленных от художественных центров Петербурга и Москвы» [2, 285]. <...> В начальных © Кривцова М. А., 2015 художественных школах в провинции, он видел не только ступень в подготовке <...>