О. Демиховская
Неизвестная повесть И. А. Гончарова "Нимфодора Ивановна"
Русская литература. 1960. No 1.
OCR Бычков М. Н.
Борьба с романтизмом -- одна из важных тем раннего творчества И. А. Гончарова, вплоть до
романа "Обыкновенная история". В полемике с романтизмом И. А. Гончаров часто использует партию.
Такой пародией, например, является его повесть "Лихая болесть", которую принято считать первым
произведением писателя. Но, как нам удалось установить, еще раньше появилась повесть-пародия
"Нимфодора Ивановна",1 помещенная в качестве прибавления ко второй и третьей тетрадям рукописного
журнала "Подснежник" за 1836 год.2 Хотя она и не имеет подписи, но ее анализ позволяет установить
авторство И. А. Гончарова.
В том, что повесть помещена без подписи автора, нет ничего удивительного. Величайшая
скромность Гончарова, стремление остаться в тени побуждали его печататься анонимно. Вплоть до 1839
года он подписывался начальной буквой своей фамилии -- Г. или инициалами И. А., которые были
поставлены в 1838 году и под "Лихой болестью". Полным именем в этот период он никогда не
подписывался.
К анониму он часто прибегал и впоследствии, когда уже был известным писателем. Так, в
"Автобиографии" Гончаров писал: "И. Гончаров перевел и переделал с иностранных языков несколько
разного содержания статей и поместил в журналах без подписи имени".3 О такой анонимной статье мы
узнаем, например, из письма Гончарова А. А. Краевскому в сентябре 1854 года из Якутска, где
упоминается о большом отрывке, который он поместил в "Отечественных записках". А. Мазон
установил, что Гончаров сотрудничал в газете А. А. Краевского "Голос", печатая там статьи разного
содержания "без всяких подписей и начальных букв".4 Так, Гончарову принадлежит статья "Обед
бывших студентов Московского университета", напечатанная в пятнадцатом номере "Голоса" за 1864 год
без подписи автора. В иных случаях его статьи печатались в виде писем от читателя или "прямо от самой
редакции".5 Только в одном случае Гончаров скрылся под криптонимом "Ро", подписав им фельетон
"Возвращение домой".6 С. А. Венгеров свидетельствует, что в 1852--1803 годах Гончаров поместил ряд
анонимных статей в "Северной почте".7
Строгое отношение к писательскому труду порождало в нем неуверенность в своих силах и
"неуместные сомнения",8 о чем ему писал В. А. Солоницын еще в 1843 году. Уже будучи прославленным
автором "Обломова", Гончаров "все сомневался в своих силах, все не доверял себе, все справлялся с
мнением и впечатлением других, рассказывал все до подробности Боткину, Дудышкину, Дружинину".9
О принадлежности повести "Нимфодора Ивановна" перу Гончарова говорит главным образом то,
что среди сентиментально-романтических произведений, принадлежавших членам майковского кружка,
в "Подснежнике" за 1836 год она занимает особое место. По своей антиромантической направленности
"Нимфодора Ивановна" стоит рядом с повестью И. А. Гончарова "Лихая болесть". Вопросы воспитания,
борьбы с романтизмом, критического отношения к высшим сословиям, поставленные в "Нимфодоре
Ивановне", могли быть подняты в майковском кружке только Гончаровым. Его произведения 1830--1840
годов: "Лихая болесть", "Счастливая ошибка" и в особенности "Иван Савич Поджабрин" -- развивают
названные темы. Против романтизма выступал и В. А. Солоницын, но идентичность художественного
почерка в "Нимфодоре Ивановне", "Лихой болести" и "Иване Савиче Поджабрине" убеждает, что
автором "Нимфодоры Ивановны" в майковском кружке, мог быть только Гончаров. Отличительной
чертой его стиля является юмор, прием смешения высокого и низкого, серьезного и комического. Эта
черта, заметная в его творчестве 1830-х и первой половине 1840-х годов, находит свое выражение и в
"Нимфодоре Ивановне".
В повести встречаются формулировки, которые перекочевывают в письма, а затем и в
художественные произведения Гончарова более позднего времени. В этом смысле интересно
сопоставление рассуждений автора "Нимфодоры Ивановны" и "Pour и contre", этого своеобразного
романа в письмах, героями которого были И. А. Гончаров и Е. В. Толстая. Автор "Нимфодоры
Ивановны" писал: "Чтобы жить в полном смысле, жить жизнью человеческою, надо упражнять свои
Стр.1